На мой взгляд, это не совсем так. Практика показывает, что призывы первых лиц государства рано или поздно превращаются в планы той или иной степени конкретности, которые приходится выполнять.
Интересно, какая судьба ждет призывы, которые сегодня на Заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам высказал Дмитрий Медведев. А призвал он, среди прочего, к увеличению экспорта услуг в сфере ИТ. А также экспорта высокотехнологичной продукции, товаров высокой степени обработки и некоторых других перспективных направлений несырьевого и неэнергетического экспорта. Более того, была даже названа конкретная цифра прироста объёмов экспорта несырьевых товаров: не менее 7% в год в стоимостном выражении.
“Надо создать условия для увеличения числа предприятий, которые осуществляют экспорт, включая предприятия малого и среднего бизнеса, -- сказал председатель правительства РФ. -- С учётом ожидаемого эффекта число экспортёров к 2019 г. должно существенно увеличиться. Многие российские компании сегодня позиционируют себя исключительно как локальных игроков и даже не стремятся выйти на международные позиции. Никого за уши тянуть не надо, но стимулы для того, чтобы предприятия хотели заниматься экспортом, создавать необходимо”.
Предлагались такие стимулы: усовершенствование системы поддержки экспорта, упрощение процедур и порядка в сфере таможенного регулирования, экспортного и валютного контроля; развитие механизмов государственно-частного партнёрства, создание различных бизнес-ассоциаций.
Впрочем, мнения о том, что следует бороться не только за уменьшение импорта ПО, но и за увеличение его экспорта высказывались давно (см. например, наши публикации “Как поощрять экспорт ПО?” и “Надо не запрещать импорт ПО, а поощрять его экспорт!”.
Более того, весной этого года Сегодня Минкомсвязи распространило сообщение о том, что на разработку и продвижение российского ПО в 2016 г. будет выделено до 5 млрд. руб. Предполагалось, что эти денежки пойдут реализацию не менее восьми приоритетных проектов по разработке или модификации конкурентоспособного ПО, его локализации и продвижению на рынках зарубежных стран. Однако о том, какие именно направления развития отечественного ПО в настоящее время являются приоритетными, Минкомсвязи до сих пор не сообщило. Не сообщило оно и о том, cреди кого (и в каких пропорциях) будут распределены эти 5 млрд. руб. Может, теперь (после упомянутого выше выступления премьер-министра) сообщит…
Вот ещё несколько наших заметок о различных аспектах взаимоотношений государства и софтверной отрасли:
“В законе о расходах федерального бюджета на 2017–2019 годы роль и место ИТ-компаний должны быть прописаны более четко!”;
“Странная ситуация с налогами на прибыль для ИТ-компаний”;
“Нужна ли господдержка отечественным разработчикам ПО?”;
“Отсутствие отечественных аналогов – не единственное “бревно” на пути импортозамещения ПО”;
“Нуждаются ли отечественные ИТ-компании в инвестициях со стороны государства?”.
Там сеньор Помидор в финальной сцене обьявляет о серии новых налогов - на дождь, на воздух и пр.
Вот вы садитесь в самолет, и перед взлетом командир корабля начинает по громкой связи говорить о планах переселения пингвинов. Что тут будут обсуждать пассажиры? Я думаю, что большинство людей тут же покинут самолет и попросит руководство авиакомпани проверить своих пилотов на адекватность.
Медведев у руля власти уже почти 10 лет. Унего было полно планов, много ушло денег на эти идеи. Что реально сделано? Где результаты? Опять только намерения.
А если другие страны, импорт из которых мы собираемся ограничивать, введут в ответ заградительные меры против российского ПО? Следует ли это считать "созданием условий для российских экспортеров"? Особенно я волнуюсь за те российские компании (типа Касперского или ABBYY), которые уже успешно экспортируют свое ПО. Не станет ли им хуже?