НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

В законе о расходах федерального бюджета на 2017–2019 годы роль и место ИТ-компаний должны быть прописаны более четко

Относятся ли ИТ-компании к реальному сектору экономики? [spoiler]

Вопрос не такой праздный, как может на первый взгляд показаться. От правильного ответа на него может зависеть объем поддержки, оказываемой ИТ-компаниям со стороны государства.

Речь, конечно, идет не только о тех 5 млрд. руб., которые весной этого года Правительство РФ пообещало выделить  на поддержку отечественных софтверных компаний), но и о других видах поддержки -- законодательной, пропагандистской (в частности, популяризации ИТ-специальностей) и так далее.

Смотрите: вчера на сайте Правительства РФ опубликована  стенограмма совещания о расходах федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Преамбула данной стенограммы звучит так: “Обсуждались бюджетные расходы в части связи, науки, физической культуры и спорта, промышленности, энергетики и транспорта”. Обратите внимание: информационные технологии в этой преамбуле отдельной строкой не выделены.

А вот вчерашние слова председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева:”Начинаем серию совещаний по расходам бюджета на ближайшие три года в отраслевом измерении… Сегодня проведём два совещания, на первом обсудим вопросы финансирования науки, связи, физкультуры и спорта и на втором совещании – вопросы финансирования промышленности, энергетики и транспорта…”. Обратите внимание: информационные технологии и здесь отдельной строкой не выделены.

Впрочем, чуть дальше он (Дмитрий Медведев) отметил: “Нам нужен сбалансированный бюджет, понятный, прозрачный, который позволит развивать экономику, формировать более современные и конкурентоспособные структуры, наращивать долю несырьевой составляющей, улучшать условия для бизнеса, стимулировать участие наших предприятий в международной кооперации и торговле, развивать несырьевой экспорт и выполнять, конечно (и это, наверное, важнее всего), социальные обязательства перед людьми”.

Согласитесь, что к несырьевой составляющей экономики информационные технологии (включая экспорт и внутренне потребление тиражных и заказных программных продуктов) относятся. Но явно об этом не говорится...  :(

Затем Дмитрий Медведев отметил важность научных исследований, сказав: “В мире очень немного стран, которые могут позволить себе иметь полноценную, мощную научную школу. В нашей стране она есть, мы должны её поддерживать и дальше, работать на перспективу. Соответственно, это обусловливает и необходимость принятия целого ряда решений. У нас есть поручение обеспечить объём бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных научных исследований на уровне не ниже уровня 2015 года в процентном соотношении к ВВП...”.

Потом он отметил важность информационных технологий и связи, сказав: “Понятно, что спрос на такие услуги, на такие технологии с каждым годом (по сути, даже с каждым месяцем) увеличивается, растёт потребность в доступе к современным каналам связи, включая высокоскоростной интернет. И мы должны создавать эту инфраструктуру. Об этом тоже мы с вами сегодня посоветуемся”. Однако о том, какие на этот счет были приняты решения, в стенограмме упомянутого выше совещания, увы, ничего не говорится…  :(

Тут уместно напомнить, что 19 июля состоялась встреча Дмитрия Медведева с  президентом РФ Владимиром Путиным, на которой, в частности, обсуждалась ситуация в финансово-экономической сфере страны.

На этой встрече Дмитрий Медведев сказал: “У нас есть план на этот год, по которому мы работаем, где предусмотрена поддержка реального сектора экономики, поддержка малого и среднего бизнеса, что сейчас очень важно для этого класса предпринимателей, и поддержка несырьевого экспорта, что также нам исключительно важно в текущей ситуации… несырьевой экспорт уже в значительно большей степени сказывается на тех доходах, которые у нас формируются, то есть доля доходов, которые получались от экспорта несырьевых товаров, – она существенным образом выросла за последние несколько лет. Это связано как с динамикой цен на нефть, но и с увеличением предложения несырьевых товаров, которые мы поставляем в другие страны…”

И здесь осталось загадкой: относится продукция ИТ-компаний к несырьевым товарам или не относится? И относятся ли ИТ-компании к реальному сектору экономики?

Википедия определяет реальный сектор экономики, как совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

В то же время в Википедии отмечается, что данный термин (реальный сектор экономики) не имеет чёткого законодательного определения и часто используется без конкретизации смысла. При этом многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства.

Однако согласитесь, что в законе о расходах федерального бюджета на 2017–2019 годы роль и место ИТ-компаний во избежание разночтений должны быть прописаны более четко!