НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Можно ли и нужно ли создать типовое ТЗ на современную систему ИТ-автоматизации муниципалитета?

Этот вопрос возник сам собой по ходу дискуссии (она идет параллельно в нашем блоге и в Фейсбуке) по инициированной на прошлой неделе теме "обновление и внедрения СЭД в госорганах"..

Для начала сразу отмечу, что одновременно сразу всплыла и извечная наша проблема терминологии. Выясняется, что у нас есть только один термнн "СЭД", под которым подразумеваются разные вещи. С одной стороны, СЭД – это некая категория продуктов, с другой – это конкретная ИТ-система, используемая в конкретной организации. Соответственно, регулярно в разговорах встречается такая фраза: "Эти СЭД не годятся для нашей СЭД".

Во вторых, не очень понятно, о каком классе задач идет речь, когда упоминается СЭД.
[spoiler]
Наши СЭД начинались с задач автоматизации канцелярии и до сих пор многие считают "СЭД = канцелярия". И уж во всяком случае, "СЭД – это автоматизация внутренних процессов".
А как называть систему внешнего взаимодействия с контрагентами? А как назвать систему, представляющую собой сеть автономных СЭД, используемых в разных юридических лицах, но объединенных между собой общими деловыми процессами (холдинги, органы государственного и местного управления и пр.)?
В общем, отсутствие понятийной терминологии, конечно же, затрудняет общение, понимание друг друга...

Именно поэтому я в заговоловке вместо СЭД использовал длинное название "современная система ИТ-автоматизации", поскольку слово "СЭД" не вполной мере отражает масштаб и состав решаемых задач.

Так вот по ходу осуждения "какой должна быть соременная ИТ-система" один из участников задал вопрос: "могут ли коллеги поделиться ТЗ на такую систему", а я со своей стороны спросил: "есть ли что-то вроде типового ТЗ на типовую систему"?

Последовавшие ответы я образно охарактеризвал известной фразой Остапа Бендера: "А может быть тебе еще ключ от квартиры, где деньги лежат!?"

Короче говоря, никакого "типового ТЗ" нет.
Прозучали советы использовать европейский стандарт MOREQ, материалы вендоров, какие-то публикации, но ничего типового, отечественного нет.

Вспомнили о том, что еще 2010 году Минкомсвязи утвердило "Требования к федеральным СЭД", но этот документ было трудно назвать сколь-нибудь полезным и о нем забыли, кажется, сразу после его утверждения.

А годом ранее все то же МКС начало проект по создания "типовой СЭД для федеральных органов власти". Дело это было довольно мутное, из пояснение МКС можно было понять, что министерство хочет внедрить некую СЭД у себя, а потом представить созданную систему в виде некоторого типового варианта для других ведомств. Но дело это, как и прогнозировалось, закончилось ничем.

Но, что называется "битому неймется" – летом 2013 года МКС ананосировало проект "национальной СЭД", который осенью того же года министерство начало (был провен конкурс, были его победители), а через три месяца уже тихо закрыло (как и прогнозировалось изначально).

Так можно ли создать что-то вроде типового ТЗ для создания современной ИТ-системы, скажем муниципального уровня? Обратите внимание – речь идет не ПО, не об "обязательных требования" (типа техрегламентов), а именно о рекомендациях?

В ответ на вопрос я слышу два разных ответа, причем - и это наглядно демонстрирует парадоксальность ситуации – от одних и тех же людей.

1. Это невозможно, поскольку каждый муниципалитет (а их – около 25 тысяч по стране) – это нечто уникальное.
2. Такие ГОСТы уже есть (и приводятся примеры).

Оба довода мне представляются не очень убедительными.

1. При всей разнообразии окружающих нас вещей (жилища, автомобили, одежда) все же есть некие стандатры и правила. А уж если говорить о корпоративном управлении (что такое государство, как не большая корпорация), то тут стандартизацияи и типизация должны быть просто обязательны. Вообще все это странно: с одной стороны, в стране уже 15 лет строится "вертикаль власти", а с другой – получается, что страна состоит из десятков тысяч удельных княжеств...

2. С ГОСТами у нас (во всяком случае в сфере управления документов на государственном уровне) просто беда. Формально, они вроде бы есть, а на практике  - в большинстве своем или давно устарели, или настолько неконкретные, что годятся только для упоминаний о факте существовании ГОСТа при отчетах начальству...

Короче говоря, вопрос о создании типовых требований к современной ИТ-системе автоматизации деятельности органов местного управления представляется мне, хотя и спорным, но все же актуальным.

А вы что думаете?
Колесов Андрей
Размеры компании тут не при чем. И не в грамотности.
У малых фирм уровень автоматизации и качество интерфейса на высоком уровне.
И понятно почему - тут все давно уже унифицировано и делано. Есть те самые стандарты, которые не обязательно де-юре, но обязательны де-факто.

Проблема в мотивации.
Как написал мой собеседник в Фейсбуке: для магазина посетитель - желанный гость, а для госоргана - если не враг, то крайне нежелательные элемент.
Лукин Вячеслав
А я вообще не про рабочих. Между инженером - конструктором и рабочим стоит инженер - технолог. Конструктора говорили про них. Хороших рабочих в советское время можно было найти. Я работал на производстве 4-года. От контролера до старшего мастера участка. Достаточно было умельцев.  
Алексей Гончаров
Вы зацепились за слово "крупная". Сам хотел стереть. Естественно всё дело в мотивации. И в советские времена военприёмка обеспечивала достаточное качество, т.к. главенствовал заказчик. А комбайны делались как получалось, потому что заказчика не спрашивали. Возможности нанять грамотных сотрудников тоже не последнее дело. Можно тему развивать  в разные стороны. Можно сказать, что для успеха интернет торговли вообще не так уж важно устройство сайта. Это достаточно обкатанная тема. Главное закулисье, которое в срок и качественно исполнит заказ или оставит заказчика недовольным. Можно про злых чиновников поговорить. Ещё откаты благодатная тема. Можно очень много чего обсудить. И всё будет иметь в своей основе логику и жизненную правду. Но хотелось бы получить в остатке техническое решение, абстрагированное от всей этой политфилософии.  Плохой чиновник пойдёт за откатом, а хороший воспользуется этим решением.
Вернусь к философии. =) Люди конечно всякие бывают, но часто плохи чиновники в том чиле и потому, что они не умеют работать, так как нет системы их постоянного обучения