СЕРГЕЙ ГОЛУБЕВ: КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

В природе не случается ничего абсолютно невероятного. Поэтому я могу допустить существование людей, которые не слушают радио, не смотрят телевизор и не читают ничего, кроме PC Week/RE. Специально для них - кратко о самом событии, которое обсудим дальше.

Идет судебное разбирательство в отношении директора Сепычевской сельской средней школы Пермского края

Александра Михайловича Поносова, который обвиняется в использовании нелицензионного программного обеспечения корпорации Microsoft. Максимальное предусмотренное законом наказание за это преступление - 5 лет лишения свободы.

Девятого января состоялось первое слушание, на которое представители потерпевшей стороны (компании Microsoft) не явились. Следующее заседание прошло 29-го числа, но суд был отложен после ходатайства со стороны обвиняемого.

А теперь - для большинства, которое уже давно в курсе дела, поскольку даже телеканал "Вести" уделил этому событию внимание. Что же касается сетевых СМИ, посвященных компьютерной тематике, то высказались все, причем многие - неоднократно. Так что человек, читающий их хотя бы время от времени, уже, наверное, представляет картину произошедшего.

Со всеми высказанными мнениями я полностью солидарен. Нехорошо использовать пиратское ПО, перед законом все равны, учитель абсолютно не виноват... В общем, одобряю все диаметрально противоположные суждения. А это, согласитесь, более чем странно.

Поэтому я не буду перечислять все, с чем согласен. Лучше попытаюсь объяснить, почему это событие заставило меня как минимум раздвоиться.

Итак, Россия заявила о своем желании вступить в ВТО. К добру или к несчастью - время покажет. К тому же произойдет это (если вообще произойдет) не скоро: нашей стране еще предстоит выполнить ряд требований этой организации. Одно из которых - соблюдение законов об авторском праве, в том числе и в области компьютерных программ.

Задача, как нетрудно догадаться, чрезвычайно непростая. Казалось бы, самый эффективный путь - бороться с производителями и продавцами контрафактной продукции. К этому, кстати, и призывают те, кто считает, что учителя надо оставить в покое и заняться настоящими пиратами.

Увы, все не так просто. Победить главных нарушителей закона можно только тогда, когда подавляющее число относительно пассивных участников правонарушения хотя бы понимает, что совершается преступление. В противном случае гидре можно рубить головы сколько угодно - на их месте тут же вырастут новые, причем в большем количестве. Если есть спрос, то предложение наверняка будет, ведь еще Маркс предупреждал, на что пойдет капитал ради прибыли.

Очевидно, что нереален и другой путь - извести под корень всех потребителей контрафактного ПО. Хотя бы потому, что по понятным причинам в наших российских реалиях это приведет к катастрофическим последствиям. Концепцию "пусть погибнет мир, но восторжествует закон" придется понимать буквально. Возможно, в чем-то это даже и правильно, но ни один вменяемый политик не возьмет на себя ответственность за подобное решение. Если будет стоять выбор между миром и законом, то скорее всего заткнут закон.

Поэтому чуть ли не единственно возможный вариант - сперва постепенно снизить количество пользователей нелицензионного ПО, а потом нанести решительный удар по его производителям, которые уже не будут опираться на серьезные потребительские массы. Но сделать это весьма непросто, поскольку придется столкнуться с известным каждому учителю синдромом коллективных прогульщиков. Если школьнику очень не хочется идти на урок, то избежать наказания за прогул можно простым и проверенным способом - задействовать коллектив. Мол, если удерут все, то никому ничего не будет. Не правда ли, весьма похожая ситуация?

Метод борьбы с такой тонкой уловкой уже давно отработан, и Александру Михайловичу наверняка известен. Наказывать надо одного. Причем такого, кого за что-либо другое наказать невозможно, ибо не за что. И тогда всем станет ясно: взыскание получено не "до кучи", а именно за этот проступок, оправдать который не могут даже пятерки в дневнике.

Стало быть, для показательного процесса необходим не просто нарушитель. Конечно, значительно проще зайти в ближайшее частное предприятие и обнаружить там такое неуважение к чужим авторским правам, что школам и не снилось. Но никакого эффекта не будет. Эка невидаль, прижучили еще одного. Никто даже не спросит, за что именно, поскольку всем и так все понятно. Если же начать объяснять, то вывод будет опять-таки однозначным - ну хоть за это взяли. И будут проводить параллели с известным американским мафиози, который сел в тюрьму всего лишь за неуплату налогов.

Увы, из незапятнанных профессий в современной России остался разве что учитель сельской школы. Как ни крути, а лучшую фигуры для показательной порки придумать сложно. Ведь и раньше пользователей контрафактного ПО хоть иногда, но призывали к ответу. Но общественный резонанс был если не равен, то очень близок к нулевой отметке.

Теперь же все обстоит совершенно иначе. У многих руководителей предприятий появился весьма серьезный аргумент в пользу легализации программной части своего бизнеса. Ведь если добрались до директора школы, у которого наверняка найдется заступник, готовый взять его ответственность на себя (кстати, агентство "Роспечать" уже предложило выплатить Microsoft компенсацию вместо учителя), то представителю бизнеса наверняка придется раскошеливаться самому.

Конечно, вся эта теория может показаться высосанной из пальца. Вполне вероятно, что имеет место либо банальный случай, либо чрезмерное усердие местной власти, либо что-то уж совсем простое. Скорее всего так оно и есть. Но мы-то про это не знаем. А трезвый житейский рассудок заставляет предполагать наименее приятный вариант.

Отсюда вывод первый: вполне возможно, что борьба с пиратами перешла из плоскости декларативной в практическую. А из этого следует, что такое понятие, как совокупная стоимость владения ПО, для очень многих перестанет быть абсолютно абстрактной величиной.

Впрочем, вернемся к школам. Если для представителей бизнеса задача легализации используемого проприетарного ПО решается весьма тривиально, то образовательным учреждениям порой попросту негде взять на это средства. Конечно, можно рассчитывать на то, что государство обеспечит все школы необходимыми программами и тем самым избавит их руководство от этой головной боли.

Однако если и тут ориентироваться пусть не на худшую, но вполне реальную ситуацию, то картина будет совсем другая. Страна у нас большая, и пока дойдут руки до всех, директорам школ придется решать очень нелегкую задачу - искать деньги на коммерческое ПО или использовать свободное. Казалось бы, решение очевидно: Linux для школы подходит прекрасно по всем параметрам. Но это только на первый взгляд.

Прежде всего следует принять во внимание тот факт, что школа при ее относительной самостоятельности все же должна следовать каким-то централизованным требованиям. Например, если на районной олимпиаде по информатике ученикам предлагаются задачи, подразумевающие работу именно в Windows, то торопливые реформаторы фактически накажут своих подопечных, заведомо лишив их призового места. Понятно, что образовательное учреждение на такое вряд ли согласится.

Поэтому если перевод на Linux и возможен, то не на уровне отдельно взятой школы. По всей видимости, минимальной системой тут может быть только район, подчиняющийся отделу по образованию местной администрации. Это хотя бы упростит переход детей из одной школы в другую, что сейчас случается довольно часто. И, конечно, позволит решить проблему обслуживания компьютерного парка, поскольку отдельная школа вряд ли потянет содержание необходимого для этого специалиста.

Что же мешает руководителю отдела принять такое решение? Разумеется, имеет место и косность, и недальновидность, и обычная лень. Но даже если предположить, что эту должность занимает компетентный человек, душой болеющий за дело, то и он найдет веские основания погодить с переводом.

Очень часто поклонники Linux указывают на некое неравенство свободного и коммерческого ПО. Особенно это заметно, когда речь заходит об операционных системах. Мол, на каком-то совещании по вопросам образования представитель Microsoft присутствовал, а за Open Source некому было даже словечко замолвить. И они абсолютно правы - действительно некому.

Как это ни парадоксально, но никакой единой организации, защищающей и продвигающей открытые решения, у нас в стране нет. Есть несколько предприятий, выпускающих дистрибутивы и занимающихся точечным внедрением системы; есть многочисленные неформальные группы пользователей, возникающие и распадающиеся так быстро, что за этим невозможно уследить; есть центр компетенции Linux, организованный IBM. Однако для школ этого явно мало.

Если учесть, что многие преподаватели информатики сами с Linux едва знакомы, то внедрение этой системы в школах можно доверить только организации, способной провести установку ОС, обучить правилам работы с ней и обеспечить техническую поддержку, причем не по телефону... Понятно, что с группой энтузиастов ни один вменяемый чиновник эту тему даже обсуждать не станет (и правильно сделает, кстати), а предприятиям придется долго доказывать ему свою реальную дееспособность. Иначе школы рискуют остаться у разбитого корыта.

К тому же в реальных условиях совокупная стоимость владения Linux может оказаться весьма значительной. Разумеется, на этапе приобретения система Windows потребует бoльших вложений. Зато ее обслуживание скорее всего обойдется школе бесплатно - система достаточно распространенная, и учитель информатики справится с этим сам. А вот со свободным ПО это может не получиться.

Я уже не говорю про обеспечение преподавателей методическим материалом. Сам собой он не появится - его кому-то надо написать. Причем не высосать из пальца, а получить в результате протяженного эксперимента по преподаванию информатики на основе Linux в одной или нескольких школах.

Вот и второй вывод готов: если в российских школах Linux и появится, то не сейчас. Как бы цинично это ни звучало, но "дело Поносова" принесло сторонникам свободного ПО еще один шанс. Однако фактов, свидетельствующих в пользу того, что он будет использован, пока не отмечается. Разумеется, активность метания громов и молний в сторону недальновидного государства несколько возросла, но охарактеризовать это как позитивное действие язык не поворачивается.

Впрочем, выход из положения все же есть. Официальные лица компании Microsoft неоднократно говорили, что свободное ПО прекрасно подходит для образовательных учреждений. Может быть, имеет смысл попросить менеджеров этой фирмы взяться за продвижение Linux в российские школы? Если они согласятся, то дело наверняка сдвинется с мертвой точки.