В данной статье мы расскажем про полезный открытый софт для тех, кто хочет экспериментировать с трехмерной графикой. Разберем девять скриптов и плагинов, облегчающих и ускоряющих работу в популярных программах 3D-моделирования Maya, Blender и 3DsMax.

Требования к качеству и детализации проектов 3D-анимации постоянно растут и аниматоры сталкиваются с необходимостью повышения эффективности своей работы. Для достижения этой цели важно не только владеть навыками 3D-моделирования и анимации, но и уметь использовать разнообразные ИТ-инструменты, которые помогут автоматизировать рутинные задачи, ускорить процесс создания анимации и добавить ей живости и реализма.

Представленные ниже Open Source-инструменты были отобраны за их способность облегчать и ускорять работу аниматоров, предоставляя мощные функции для автоматизации и улучшения качества анимационных проектов.

1) Spring Magic

Скрипт от Yabin Bai идеально подходит для симуляции динамических объектов — таких как хвосты, волосы, веревки и щупальца. С его помощью можно настроить влияние ветра и других факторов, а также добавить коллизии, чтобы объекты не проходили сквозь другие поверхности. Настройка производится через пользовательский интерфейс, где можно регулировать параметры для достижения желаемого эффекта. Для этого всего лишь надо выбрать цепочку из костей или контролов и нажать Bind, он создаст дополнительную иерархию из костей, которую затем можно будет симулировать. Настраиваем параметры Spring, Twist, Flex и Inertia, чтобы получить нужный результат. После того как получили нужный результат, нажимаем на Bake чтобы перенести анимацию обратно на цепочку из костей или контролов. Скрипт доступен для 3DsMax и для Maya.

2) Advanced Skeleton

Это плагин для Maya, позволяющий с нуля создать полноценный риг персонажа. Если у пользователя есть свои модели, он сможет использовать их, чтобы их оживить. Плагин особенно полезен для начинающих аниматоров, предоставляя пошаговые видеоуроки, которые помогут собрать риг новичку-аниматору всего за неделю.

Плагин имеет встроенные функции, такие как ретаргет анимации, настройка лицевого рига, функции зеркалирование анимации, также есть много заготовленных шаблонов: двуногие, четырехногие, птицы, динозавры и даже дракон. Сам авториг широко используется в индустрии анимации: от видеоигр до анимационных фильмов и сериалов.

3) CineCam

Очень простой и легкий скрипт для создания рига профессиональной камеры. Полученным ригом можно удобно манипулировать и получать кинематографический результат в своих сценах.

4) Sticky Mod от fRigging Awesome



Бесплатный скрипт для быстрой деформации, предназначен для продвинутых аниматоров, что очень полезно для финальной чистки анимации. Часто бывает, что в риге не хватает функционала, например, чтобы изменить форму мышц, лица, одежды, бывают еще проникания одежды или других объектов, и чтобы все это убрать, данный скрипт очень поможет. Для этого всего лишь надо выделить один вертекс объекта и потом нажать на создание Sticky Mod, далее с созданным контролом увеличить радиус действия и деформировать объект как угодно.

5) GETools

Бесплатная коллекция инструментов для 3D-анимации в Maya, включающая в себя простые инструменты для создания локаторов и более сложные инструменты для симуляции веревок, цепей, хвостов, а также инструмент для создания центра масс для рига.

Разработчик периодически обновляет скрипт с новыми функциями.

6) Studio Library

Популярный среди 3D-аниматоров инструмент на основе Python для управления позами и переноса анимации в Maya, который позволяет сохранять и повторно использовать позы персонажей, а также экспортировать анимацию с одного рига персонажа на другой​. Это значительно упрощает рабочий процесс, позволяя быстро переносить анимацию между проектами и персонажами, экономя время и усилия аниматоров.

7) Lock to World

Бесплатный скрипт, который помогает избавиться от скольжений в цикле ходьбе. Скрипт очень просто в освоении: нужно выделить нужные контролы, далее указываем промежуток кадров, где надо почистить скольжения ног.

8) Cloth Deformer For Animation

Инструмент для процедурной анимации плащей, шарфов. Выделяется нужная геометрия, применяется через скрипт Cloth Deformer, далее в Channel Box настраивается частота и длина синусоиды, далее через ключи анимируется смещение, таким образом получается анимация плаща.

9) Animation Retargeting Tool

Это удобный и легкий инструмент для переноса анимации позволяет передавать анимационные данные из захвата движения на пользовательские риги. Чтобы создать соединение между скелетом и ригом, нужно выбрать скелет с mocap-анимацией, затем риг и нажать на кнопку «Create Connection». Далее, если результат устраивает, то нужно нажать «Bake Animation», чтобы анимация перенеслась на риг, и удалить соединения.

Дополнительно можно создать IK-соединения (инверсная кинематика), таким образом можно добиться большей точности. Если не устраивает автоматическое назначение, также можно вручную назначать со скелета на риг (или обратно), особенно если в сцене большое количество костей риге.