На июньской конференции “Стратегия и тактика перехода органов государственной власти на использование свободного ПО (СПО). Лучшие практики и решения”, организатором которой выступила ГК “АйТи”, рассматривались актуальные и сложные вопросы перехода на СПО в органах госвласти (ОГВ), современные технологии миграции, были представлены наиболее эффективные решения по использованию СПО в госсекторе и успешный опыт реализации конкретных проектов внедрения таких решений.

Дмитрий Фишелев, исполнительный директор “ПингВин Софтвер”, озвучил итоги первого этапа проекта создания Национальной программной платформы (НПП), а также перспективы ее развития в ближайшие годы. Он сформулировал условия применения СПО на предприятии: бесплатным является получение, использование и масштабирование продукта, а вот за его внедрение, кастомизацию, техническую поддержку и обучение придется заплатить, если, конечно, нет собственных специалистов.

Г-н Фишелев обратил внимание на то, что при внедрении СПО остается ряд нерешенных вопросов: кому продукт принадлежит (если, например, заказчик — госорганизация — не оформила права на его владение); не ясны условия доступа для коммерческих организаций к такому ПО (если разработка профинансирована из госбюджета): отсутствует законодательная база на юридическое оформление использования бесплатных продуктов, которые невозможно поставить на баланс, в результате чего возникают проблемы с налоговиками, правоохранительными органами и пр. Правда, отметил он, этот вопрос находится на рассмотрении в Правительстве РФ в связи с поручением, данным предыдущим Президентом России.

Президент РАСПО Юлия Овчинникова изложила позицию Ассоциации в отношении использования СПО для госорганов. Главным преимуществом, по ее мнению, здесь является то, что ПО с открытым кодом предоставит технологическую независимость, а это для ОГВ и силовых структур имеет первостепенное значение. Внедрение свободных продуктов, считают в РАСПО, также обеспечит экономическую эффективность и развитие отечественной отрасли ИТ, повышение доступности электронных государственных услуг и защищенности государственной ИТ-инфраструктуры, сокращение уровня пиратства, развитие народного образования.

Г-жа Овчинникова выразила уверенность в том, что СПО выгодно государству, поскольку достигается независимость от иностранных поставщиков ПО, активизируется развитие ИКТ-отрасли; заказчик при этом не зависит от поставщика решений, так как ПО поставляется с исходным кодом, системой сборки и полной документацией; системному интегратору не нужно отдавать большую часть выручки вендору ПО; создателям ПО можно использовать наработки других программистов.

В то же время на пути внедрения программных продуктов президенту РАСПО видятся такие барьеры, как отсутствие четко выраженной государственной воли, неопределенность законодательства по отношению к СПО, дефицит ИТ-кадров и региональной инфраструктуры поддержки СПО, сложности в оценке экономической эффективности ИТ-проектов, преобладание ППО в информационном поле, нерешенная проблема с драйверами.

Евгения Василенко (“ПингВин Софтвер”) привела данные исследования, в которых отражен мировой опыт использования СПО в госструктурах и ОГВ:

  • Аргентина: 92% ОГВ используют СПО, 67% — планируют расширить использование СПО;
  • Венесуэла: в 2004 г. принят указ об обязательном использовании СПО в ОГВ и в настоящее время СПО используется более чем в 90% ОГВ; правительство поддерживает Национальный репозиторий (Repositorio Nacional de Aplicaciones);
  • Бразилия: 96% госучреждений использует СПО, 61% — планирует заменить на СПО всё имеющееся у них проприетарное ПО. Работает фонд СПО для ОГВ Portal de Software Publico Brasiliero; ОГВ обязаны выбирать ПО из него; если же ОГВ разрабатывает новое ПО — оно помещается в этот фонд;
  • страны Латинской Америки объединяют усилия в развитии СПО: в 2007 г. создана организация Iberoamerican Network on Technological Cooperation and Libre/Free Knowledge, цель которой — межгосударственный обмен опытом по таким направлениям, как электронное госуправление, электронная медицина и образование, электронный бизнес, R&D и развитие компьютерной грамотности в сфере СПО;
  • Министерство обороны США создает для себя ОС и приложения по модели разработки свободного ПО (часть ПО — свободное, часть — распространяется свободно только среди организаций-партнеров);
  • Великобритания: в новой ИТ-стратегии правительства сделана ставка на ПО с открытым кодом. Стратегия содержит план мероприятий на предстоящие два года, из которых большинство предстоит выполнить в течение ближайшего года;
  • Евросоюз:
    • работает репозиторий СПО для ОГВ в странах Евросоюза, объединяющий в себе репозитории СПО разных стран ЕС;
    • разработана специальная свободная лицензия European Union Public Licence;
    • большая часть стран Евросоюза рекомендует государственным органам использовать СПО и открытые форматы документов (ODF).

Европейские учреждения здравоохранения (более 20 тыс. организаций), дополнила она, используют СПО из специализированного репозитория Connect и принимают участие в его разработке.

Юлия Овчинникова представила РАСПО “как центр консолидации отечественных компаний-разработчиков СПО”. По ее оценке, пул компаний, входящих в Ассоциацию, занимает 70% рынка СПО, что соответствует объему свыше 2 млрд. руб.

Г-жа Овчинникова пояснила, что, проанализировав успешные и неудачные проекты разных стран по созданию репозитория СПО для госструктур, РАСПО сформировала основные принципы, которые следует соблюдать при создании подобных проектов. Среди таких принципов РАСПО считает необходимым введение поддержки применения СПО в госструктурах, что предполагает “требование преимущественного использования СПО в ОГВ на законодательном уровне и возможность многократного (неограниченного) использования ПО, разработанного за счет бюджетных средств”. По ее мнению, это требование логично и применяется в ряде стран (Бразилия, Венесуэла и др.). При этом, считает она, фонды СПО для госструктур должны наполняться во многом за счет ПО, разработанного на бюджетные деньги, в том числе самими госучреждениями, как иногда происходит в Бразилии, Франции, США.

Г-жа Василенко сообщила, что за последнее время и в нашей стране появился ряд успешных проектов по внедрению СПО в государственном и муниципальном секторах.

Так, Счетная палата РФ стала одним из первых государственных органов, перешедшим на СПО. Проект предусматривал перевод интернет-сегмента ИТКС (информационно-телекоммуникационная система) на СПО.

Основой при разработке и внедрении программного комплекса для управления рабочими станциями и доступом в Интернете стал Mandriva Directory Server. Вторым элементом решения выбрана система инвентаризации Mandriva Pulse II. Для мониторинга и отслеживания статусов разнообразных сервисов компьютерной сети, серверов и сетевого оборудования был применен комплекс Zabbix.

В результате внедрения проекта в Счетной палате:

  • создана единая система управления учетными и почтовыми записями;
  • организованы логические группы для более эффективного функционирования;
  • создана централизованная система управления рабочими станциями;
  • модернизована система авторизации;
  • введены ограничения (защита от вирусов и спама в почтовых сообщениях) и учет трафика при доступе в Интернет, резервирование критичных узлов.

При этом обеспечены централизация управления учетными записями сотрудников и контроль прав доступа, получение информации о парке используемого оборудования и ПО, снижение стоимости владения ИТ-инфраструктурой за счет использования СПО.

На рабочих станциях и сервере министерства финансов Республики Саха (Якутия) внедрена версия Mandriva 2008 Spring Powerpack, сертифицированная ФСТЭК. В процессе миграции рабочих станций было проведено обучение пользователей и системных администраторов работе в ОС Mandriva Linux и администрированию Mandriva Linux и Mandriva Directory Server.

Некоторые госорганизации в России переходят на СПО своими силами полностью или частично. Так, в ФСС выполнен масштабный проект по внедрению свободного ПО — офисный пакет OpenOffice.org, отечественная СУБД HiTech и др. — без привлечения сторонних исполнителей.

Одним из пионеров внедрения СПО стала Федеральная служба судебных приставов (ФССП), осуществившая переход всех структурных подразделений на пакет OpenOffice.org без помощи внешних специалистов. Затем последовало внедрение (с поддержкой) АИС (автоматизированная ИС), построенной на СПО, что позволило ФССП отказаться от использования старого ПО и обеспечить переход на работу с новыми подсистемами: централизованного ведения и распространения нормативно-справочной информации; ведомственного статистического учета; оперативного мониторинга и анализа информации; межведомственного взаимодействия.

Реализованный проект “Школа без границ” в Якутии представляет собой комплекс программных средств с открытым кодом, объединенных общей задачей построения эффективной системы удаленной поддержки образовательного процесса. Решение включает в себя не только учебные приложения (дистанционные курсы, электронную библиотеку и т. д.), но и СПО для автоматизации процессов управления школьными учреждениями (интернет-портал, почта, социальная сеть, видеоконференция, электронный документооборот).

Михаил Максимов (“ПингВин Софтвер”) представил комплекс решений для ОГВ, в который входят СЭД, аналитическая система “PWS Монитор руководителя”, система планирования “PWS Планировщик” и др. Он отметил, что среди отечественных заказчиков “ПингВин Софтвер”, переходящих (или уже перешедших) на СПО, — Минюст, Минобрнауки, Минкомсвязи, Счетная палата, Федеральное агентство морского и речного транспорта, правительство Мордовии.

Вадим Деянышев (“АйТи. Ведомственные системы”) сообщил об внедрении ИС “Полтава-Госуслуги” в МЧС России, Ространснадзоре, ФТС России, Минздравсоцразвития РФ, ФСКН РФ, ГИБДД, Росморречфлоте и др. Об опыте внедрения СЭД “БОСС-Референт 4J” (СПО) на примере администрации Псковской области рассказал Роман Шилин (“Логика бизнеса 2.0).

Реализованные проекты демонстрируют, что применение СПО в госструктурах может быть выгодным не только за рубежом, но и в российских условиях. Вместе с тем, по мнению экспертов, рынок по разработке и внедрению СПО для отечественного госсектора в целом пока находится на стадии формирования.