На прошедшей в мае выставке “Связь-Экспокомм 2012” были обозначены тенденции дальнейшего развития отрасли свободного программного обеспечения (СПО) и становления Национальной программной платформы (НПП).

Российская ассоциация содействия развитию СПО (РАСПО) представила на выставке для тестирования целый спектр продуктов: прототипы ОС, систем управления базами данных, среды разработки и сборки ПО, а также пакет прикладных решений. Все они, по заявлению президента РАСПО Юлии Овчинниковой, готовы для включения в состав НПП.

Весьма значимым событием в области СПО на прошедшей выставке можно считать обнародованный план действий (разработанный РАСПО) по реализации проекта создания НПП в 2012—2013 гг., ключевые положения которого были озвучены г-жой Овчинниковой. В план, уже переданный РАСПО в Минкомсвязи РФ, включены предложения, призванные эффективно решить задачи, поставленные перед НПП в рамках государственной программы “Информационное общество” и распоряжения Правительства РФ № 2299-р о переходе федеральных органов исполнительной власти на СПО.

Ассоциация предлагает провести НИОКР по следующим направлениям:

  • инфраструктура и базовые элементы НПП производственного качества на основе прототипов информационных систем, подготовленных в 2011 г.;
  • стандарты НПП и средств автоматизированной проверки соответствия стандартам; разработка набора специализированных прикладных типовых проектных решений (ТПР);
  • стек программных компонентов для разворачивания облачных платформ на базе СПО;
  • ряд прикладных ТПР в виде облачных приложений.

Как полагают в РАСПО, НПП представляет собой комплекс отечественных программных решений (модулей), позволяющих осуществлять разработку новых программных продуктов методом компоновки и настройки уже готовых модулей, а также организационно-техническую систему, включающую в себя персонал, ИТ-инфраструктуру, регламенты и предназначенную. для управления жизненным циклом типовых проектных решений для органов госвласти.

Владимир Рубанов (“РОСА”), эксперт Linux Foundation, в соответствии с планом сформулировал основные положения “Технологической карты 2012” для НПП. Так, наполнение Фонда алгоритмов и программ (ФАП), ядром которой является главный репозиторий (включая среду разработки и сборки), должно осуществляться мировыми и российскими разработчиками. Причем качество и совместимость СПО на входе в ФАП должно контролироваться соответствующими средствами. Для пользователей (разработчиков) госучреждений и др. предлагается открыть доступ к витрине ФАП. ПО из ФАП при внедрении системных типовых проектных решений, по его словам, может использоваться для обеспечения работы классических выделенных серверов, рабочих станций и мобильных устройств; для разворачивания частной облачной инфраструктуры; в качестве СПО-стека для реализации Национальной облачной платформы (НОП). Прикладные типовые проектные решения, считает он, могут применяться для запуска на выделенных серверах, рабочих станциях и мобильных устройствах, в частных облаках, в НОП (центральном облаке).

Г-н Рубанов представил свое видение развития НПП, которое будет идти поэтапно. Так, согласно “Технологической карте 2012” на первом этапе будут проведены НИР по прототипам основных компонентов (инфраструктура, системные и базовые прикладные ТПР). Следующие три этапа включают ОКР. Второй этап предусматривает проектирование инфраструктуры ФАП, рабочих образцов системных ТПР (в том числе облачных) и рабочих образцов базовых прикладных ТПР (в том числе облачных). Третий — разработку стандартов НПП и средств автоматизированной проверки соответствия стандартам. На заключительном этапе предлагается создать специализированные прикладные ТПР (в том числе облачные).

Павел Фролов (“ГНУ/Линуксцентр”) дополнил коллегу, отметив, что НИОКР должны предусматривать разработку инфраструктуры и базовых элементов НПП на основе прототипов 2011 г.

Можно отметить, что предложенный РАСПО план, хотя и предусматривает основные этапы работ, но все же не заменяет “Маршрутную карту НПП”, на создание которой были нацелены участники недавно прошедшего форума ROSS'2012, поскольку в нем отсутствуют конкретные цифры — сроки исполнения, объемы работ, исполнители и др.

Для стимулирования мелких производителей свободного ПО и вузов, готовящих специалистов в области СПО, РАСПО предлагает выделить 50 грантов на общую сумму не менее 750 млн. руб.

Среди мер организационного характера, сказала Юлия Овчинникова, стоит отметить обучение госслужащих работе с базовым пакетом СПО и проведение регулярных мероприятий, направленных на популяризацию СПО среди существующих и потенциальных пользователей (выставки, конференции, круглые столы, публикации в СМИ, передачи на радио и телевидении).

Предложения, как дополнил Павел Фролов, предусматривают и создание региональных центров компетенции по технической поддержке СПО и методической поддержке перехода органов госвласти на СПО.

Вместе с тем необходимо учитывать, что переход на НПП неизбежно приведет к необходимости изыскания дополнительных кадровых ресурсов. И в настоящее время, видимо, эту проблему будет решить совсем не просто: ИТ-руководителей уже много лет беспокоит дефицит ИТ-кадров. Так, по прогнозам АП КИТ, потребность в ИТ-специалистах к 2015 г. в стране возрастет на 213%. Также нужно иметь в виду, что зарубежный опыт массового перехода на СПО в бюджетных организациях свидетельствует о том, что такой процесс проходит не всегда гладко и нередко носит затяжной характер.

Важной, по мнению как РАСПО, так и разработчиков СПО, является рекомендация “обязать производителей компьютерного оборудования (как отечественных, так и зарубежных) оснащать выпускаемые устройства драйверами для обеспечения их работы совместно с системами НПП”. При этом, считает Павел Фролов, контроль за иностранными поставками устройств с необходимыми драйверами следует возложить на таможенные службы в соответствии с постановлением, которое должно быть принято на правительственном уровне.

Результатом реализации предложенного плана, считает Юлия Овчинникова, должен быть ввод в эксплуатацию ФАП, наполненный рабочими образцами базовых системных компонентов (операционные системы и инфраструктурные системы), основными приложениями для нужд органов госвласти в виде базовых типовых проектных решений (документооборот, бюджетирование, управление проектами, системы коллективной работы, системы обработки обращений граждан и др.) и специализированными прикладными решениями для госучреждений (ЗАГС, “электронный ЖЭК”, “электронный муниципалитет”, “электронная школа”, “электронный ситуационный центр по предотвращению чрезвычайных ситуаций” и др.).

Г-жа Овчинникова озвучила принципы РАСПО по отношению НПП: открытость проекта, множественность решений (недопустимость монополизации), обеспечение стандартизации и интероперабельности, которые “должны привести к созданию инфраструктуры для разработки и массового внедрения СПО, новых рабочих мест в ИТ-секторе, прозрачных правил игры для участников рынка, а также к усилению информационной прозрачности, антикоррупционности, снижению уровня пиратства, что, в свою очередь, обеспечит вклад в новую экономику, поспособствует развитию электронной демократии”.

По мнению Павла Фролова, от внедрения НПП можно ожидать импортозамещения ПО, значимого сокращения транзакционных издержек в экономике за счёт стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения ИТ, двукратного роста объёма рынка ИТ к 2020 г. (в 2010 г. рынок ИТ составлял 1919,1 млрд. руб.), а также рассчитывать на технологическую независимость России и усиление поддержки отечественных ИТ-компаний.

Юлия Овчинникова подчеркнула, что РАСПО не допустит монополизации на российском рынке СПО и госфинансирование, выделяемое Минкомсвязи на реализацию проектов в соответствии с представленным планом, будет осуществляться строго на основе открытых тендеров, к которым будут допущены и члены Ассоциации, но на общих основаниях.

По ее убеждению, российское СПО-сообщество доказало свою способность к реализации масштабных проектов и готово внести ключевой вклад в создание НПП, о чем свидетельствуют, в частности, результаты проведенного на выставке конкурса “Лучший свободный проект России в госсекторе 2011”.