Основной темой состоявшегося в начале октября в Москве “Nortel Форума-2008”, ежегодно организуемого компанией Nortel для своих партнеров и заказчиков, стало обсуждение последних тенденций в области развития технологий электронных коммуникаций, а именно — объединение новейших достижений индустрии связи с последними разработками компьютерных и Web-приложений, что нашло отражение в названии самой конференции — Communications 2.0.

Очевидно, что выдвинутая годом ранее “мегатенденция” гиперподключенности (Hyperconnectivity), под знаменем которой маркетологи Nortel прошагали целый год (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103823), теперь будет отодвинута на второй план под натиском более актуальной идеи, именуемой Communications 2.0. Конечно, для стратегической инициативы один год — срок небольшой. Он более характерен для начинаний тактического плана, тем более что за истекший период кроме весьма спорного исследования IDC (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=113813) Nortel никаких подтверждений серьезности своей позиции так и не предоставила.

Я имею в виду, что компания, увлеченная Hyperconnectivity, почему-то не занялась разработкой новых интерфейсов, скажем, для бытовой техники, упрощающих ее работу в сети; не была замечена активность Nortel и на ниве создания промышленных адаптеров для расширения спектра технологий, работающих с использованием телекоммуникационных сетей; не стали достоянием общественности и ее научные вклады по гиперподключенности в работу специализированных международных организаций по связи и т. д.

Тем не менее сегодняшние подходы Nortel к Communications 2.0 базируются на особенностях “эпохи гиперподключенности”. Так, например, по оценке Барри Боннета, президента Nortel по корпоративным решениям в регионе ЕМЕА, ежедневное количество телефонных вызовов в 2008 г. равно тому, что было за весь 1990 год, а трафик на человека вырос в 365 раз!

“Сейчас мы стоим на пороге новых кардинальных изменений в этой области, и речь идет не просто о количественном увеличении интенсивности общения и получения необходимой информации, а о качественных изменениях, о приближении эры истинно виртуального общения, когда информация поставляется в максимально удобном психологически и комфортном виде, со всевозможными аудиовизуальными эффектами”, — заявил г-н Боннет.

Очевидно, что Nortel при всем желании не располагает необходимыми ресурсами, чтобы организовать весь фронт работ, выполнения которых требует новая парадигма коммуникаций, поднятая компанией на щит в качестве стратегической линии. Здесь Nortel будет продолжать ранее начатое сотрудничество с компаниями Microsoft и IBM, а также сосредоточится на ряде ключевых направлений своей деятельности.

По утверждению Питера Ньюкомба, президента Nortel по операторским решениям в регионе ЕМЕА, таких направлений будет три: трансформация корпоративных сетей (IP-телефония; унифицированные коммуникации; коммуникации, оптимизированные для бизнеса), решения для мобильной связи и конвергентных сетей следующего поколения (4G, конвергенция сетей фиксированной и мобильной связи — FMC и т. д.), а также приложения и услуги. Это — самые быстрорастущие сегменты рынка, которые, по оценкам аналитиков, в ближайшие два-три года должны вырасти на 20, 40 и даже 70%.

Между тем Nortel испытывает сильное давление рынка и находится в довольно сложном финансовом положении. Недавно компания сообщила о снижении прогноза по доходу в III квартале, очередном сокращении штата и намерении продать одно из своих подразделений (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=114097). В качестве причин руководство указывало на мировой экономический кризис и уменьшении спроса со стороны телекоммуникационных операторов, основных покупателей оборудования Nortel.

Похоже, что компания хочет максимально освободиться от разработки “железа” и сфокусироваться на программных решениях для коммуникационных сетей. Но для этого какие-то бизнесы, причем довольно успешные, придется продать сторонним фирмам. Скорее всего, это коснется подразделения городских телекоммуникационных сетей Metro Ethernet Networks, которое выпускает оборудование для оптических и Ethernet-линий связи. А ведь еще недавно Nortel возлагала большие надежды именно на технологии Metro Ethernet.

Единственной причиной выбора этого подразделения в качестве объекта для продажи является то, что только на нем и можно заработать, поскольку это лучшее, что имеет Nortel. Как сообщил президент Nortel по Израилю и странам Восточной Европы Сорин Лупу, отвечая на вопрос о возможности покупки независимых производителей ПО, “мы будет продавать свой бизнес Metro Ethernet и намерены, когда будет свободная наличность, покупать таких производителей”. Однако в условиях мирового финансового кризиса сделать это будет очень не просто.