НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

Мобильные устройства. Аппетит приходит по мере удешевления “еды”

В стране стремительно растут продажи мобильных устройств.[spoiler]

Так например, по оценкам ITResearch, опубликованным в № 1/2013 журнала “Бестселлеры IT рынка”, в 2012 г. только по официальному каналу в Россию поступило около 3,89 млн. планшетных ПК. При этом темпы роста в годовом исчислении составили 344% в штуках и 278% в деньгах.
 
О трехкратном росте продаж планшетов в России говорят и оценки экспертов компании J’son & Partners Consulting (см. ниже).


Источник: J’son & Partners Consulting.


Быстро (хотя и не так стремительно) увеличиваются в России и продажи смартфонов.


Источник: J’son & Partners Consulting.


Но чем обусловлен столь быстрый рост продаж мобильных устройств?

Факторов, конечно, много – от жизненной необходимости до соображений престижа. Но главным из них, на мой взгляд, является то, что со временем функционал устройств, находящихся в рамках одного ценового сегмента (диапазона), быстро расширяется и эти устройства становятся привлекательными для все больших слоев населения. Проще говоря, “аппетиты” пользователей мобильных устройств растут по мере удешевления “еды” (мобильных устройств, обладающих определенной функциональностью).

Обратите внимание на расположенную ниже диаграмму “Доли продаж смартфонов в РФ по ценовым категориям в 2008-2012 гг. ”, изображающую оценки экспертов транснациональной компании J’son & Partners Consulting.


Доли продаж смартфонов в РФ по ценовым категориям в 2008-2012 гг.
Источник: J’son & Partners Consulting


Из неё следует, что с каждым годом количество покупателей смартфонов верхних ценовых уровней (351 долл. и выше) неуклонно снижается (от 84% в 2008 г. до 34% в 2012-м). А вот число покупателей, приобретающих менее дорогие устройства (стоимостью до 350 долл.) стремительно растет (от 16% в 2008 г. до 67% в 2012-м).

С чего бы это? Неужели покупатели смартфонов с каждым годом становятся все более бедными или все более прижимистыми?

Едва ли. По оценкам Росстата, доходы населения растут на проценты в год и целевые группы покупателей по своей численности едва ли сильно меняются. Даже с учетом того, что многие “стационарные” рабочие места переходят в разряд “мобильных” (подход IDC к классификации мобильных рабочих мест можно найти здесь).

На мой взгляд, очень быстрый рост популярности бюджетных смартфонов обусловлен не менее стремительным ростом их функциональности (при той же или даже более низкой стоимости). То, что раньше умел делать лишь смартфон стоимостью свыше 500 долл., теперь “научился” делать смартфон, цена которого не превосходит 350 долл.

Этот пост можно рассматривать как продолжение моей недавней заметки об особенностях позиционирования мобильных устройств. Там, если помните, рассматривался вопрос о том, что лучше характеризует мобильное устройство: ценовой сегмент, в который оно попадает (и который выражен в понятных всем денежных единицах) или целевая группа пользователей, на которую девайс рассчитан и которая обрисовывается весьма туманно (типа “любители компьютерных игр” или “любители путешествовать налегке и ни в чем себе не отказывать”).

Так что же важнее и понятнее – ценовой сегмент или целевая группа? На мой взгляд, покупатель цифровых устройств, относящихся к потребительскому классу, выбирая девайс (и примерно представляя, зачем он ему нужен), первым делом обращает внимание на цену устройства. И уже потом начинает вникать в его технические характеристики. Но не наоборот. А вы что думаете на этот счет?

Ещё одно замечание по теме данного поста. Свыше 15 лет тому назад довелось мне побывать на выставке "SofTool’96 в Совете Федерации ", организованной Академией наук РФ и фирмой "Экспосервис". Участники и организаторы выставки были полны решимости показать властям, что в России есть продукция, не уступающая западной, а порой и не имеющая мировых аналогов. Но всех больше запомнилась мне не продукция, продемонстрированная властям, а подход этих властей к оценке демонстрируемой продукции. “Cтранный народ, -- заметил один из участников этой выставки. – Сначала интересуется ценой предлагаемых нами решений и лишь затем – их назначением”. Удалось тогда поговорить и с кем-то из обитателей здания на Большой Дмитровке. Среди прочего, член Совете Федерации сказал мне: “А что толку интересоваться ИТ-решением, цена которого превышает ИТ-бюджет региона, который я представляю”. Вот так-то!

Рискну предположить, что и рядовые пользователи не приобретают гаджеты, стоимость которых для их бюджета слишком высока. Согласны с этим?