Впрочем, одно дело – общие разговоры (типа, “лучше быть богатым и здоровым, чем бедным, но больным”; или “лучше пользоваться тонким современным планшетом, чем толстым старым ноутбуком”), и совсем другое – цифры и факты.
Во время вышеупомянутого Дня корпоративной мобильности великолепный доклад сделала директор по исследованиям “IDC Россия/СНГ” Елена Семеновская. Сразу отмечу, что исследование “Worldwide Mobile Worker Population 2011 -- 2015 Forecast, IDC 2012”, основные итоги которого она излагала, проводилось среди средних и крупных компаний, штат которых насчитывает свыше 100 человек. Иными словами, для небольших компаний среднестатистические цифры могут быть совсем другими. К тому же, в любом случае, есть региональная специфика. Тем не менее, итоги исследования весьма интересны не только с теоретической, но и с практической точки зрения, так как отражают основные общемировые тренды, которые рано или поздно докатятся (а может, и уже докатились) до нашей страны.
В самом начале своего блестящего (не побоюсь этого слова) выступления Елена Семеновская отметила, что, по оценкам IDC, уже сейчас по всему миру к категории мобильных сотрудников можно отнести примерно треть от всего работающего населения. А к 2015 г. эта доля составит около 37%. Цифры, как видите, достаточно внушительные.
При этом IDC (см. расположенное ниже классификационное дерево) выделяет три основные группы мобильных сотрудников:
• офисные сотрудники (Office-based mobile workers);
• внеофисные сотрудники (Non-Office-based mobile workers);
• мобильные сотрудники, работающие дома (Home-based mobile workers).
Классификация мобильных сотрудников
Источник: Worldwide Mobile Worker Population 2011 -2015 Forecast, IDC 2012.
Елена Семеновская отмечает, что классификация эта достаточно условна, но тем не менее она позволяет в определенной степени сегментировать рынок и обозначить основные целевые группы пользователей. По оценкам IDC, по всему миру свыше половины мобильных сотрудников составляют офисные сотрудники. То есть сотрудники, которые работают в основном в офисе, но определенную часть времени взаимодействуют с мобильными устройствами.
Группу мобильных офисных сотрудников IDC, в свою очередь, делит на три подгруппы:
• мобильные профессионалы (Mobile professionals) – люди, которые достаточно много времени проводят за пределами офиса;
• сотрудники, использующие свои мобильные устройства в корпоративных целях лишь время от времени (Occasionally mobile);
• непутешествуюшие сотрудники (Mobile nontravelers), т. е. сотрудники, не выезжающие за пределы офиса, но почти все время перемещающиеся в его пределах (складские работники, системные администраторы и т. д.).
Среди внеофисных мобильных сотрудников IDC выделяет полевых сотрудников (Mobile field workers), т. е. людей, основная работа которых связана с разъездами и стационарных сотрудников (Mobile on-location workers), рабочее место которых привязано к определенной точке.
Наибольшим разнообразием отличаются мобильные сотрудники, работающие дома (то есть не имеющие постоянного рабочего места ни в офисе, ни за его пределами). По оценкам IDC, они составляют лишь очень небольшую (см. расположенную ниже диаграмму) часть от общего количества работающих сотрудников, но их разнообразие наиболее велико. Среди них, как и среди внеофисных сотрудников, также есть стационарные сотрудники (Mobile home-based business workers) и сотрудники, работа которых связана с регулярными разъездами (Telecommuters). Последние отличаются от категории Mobile field workers лишь тем, что выезжают по служебным делам не из офиса, и из дома.
Рост количества мобильных сотрудников (по всему миру)
Источник: Worldwide Mobile Worker Population 2011 -2015 Forecast, IDC 2012.
Домашнее-мобильные сотрудники, входящие в подгруппу Telecommuters, в свою очередь, подразделяются на три категории (в зависимости от того, как часто они используют мобильные устройства). Понятно, что в этом случае граница между данными категориями ещё более условна, чем граница между тремя основными группами мобильных сотрудников
Что же касается домашне-мобильных стационарных сотрудников ((Mobile home-based business workers), то они также подразделяются на мобильных профессионалов (Mobile professionals) и людей, использующих свои мобильные устройства в корпоративных целях лишь время от времени (Occasionally mobile).
Такая вот четырехуровневая классификация c оптимальной степенью “ветвистости”. На мой взгляд, она правильно отражает основные целевые группы пользователей, на которые должны ориентироваться как поставщики мобильного железа, так и поставщики мобильного софта. А на ваш?
1. Топ-менеджеры (особая группа)
2. Офисные работники (которые могут всю работу выполнять в офисе)
3. Полевые сотрудники (работа которых изначально не привязана с конкртеному физическому месту)
Ну, и далее по уровня.
Но любая классификация нужна только для того в том случае, если сформулированы задачи, которые решаются с помощью такой классификации. Я пока не очень пойму, зачем нужна классификация IDC. Кстати, довольно характерно, что они даже не перевели классификацию на русский язык. Значит, считают, что для России она не важна.
Ну и правильно сделали, что не перевели. Ведь терминология ещё не устоялась. Да и нет пока в русском языке многих кратких терминов, которые используются в классификационном дереве IDC.