Исполнился ровно год с момента объявления корпорацией Microsoft о доступности своего набора онлайных офисных сервисов Office 365 в мире, в том числе и в России. Хороший повод оценить последствия этого события, которое в его преддверье преподносилось многими экспертами как начало неких революционных изменений в системе взаимоотношений между пользователями и поставщиками современных офисных средств общего назначения. Кратко, наверное, ситуацию сегодня, спустя год, можно охарактеризовать так: никакой революции не произошло. Все пока находится в целом в стадии предварительного изучения и пилотного опробования.

Хотя, конечно, есть и вполне реальные примеры промышленного использования онлайново-облачных офисных сервисов (речь идет не только об Office 365, но и конкурирующих предложениях, в первую очередь Google Apps). Виден потенциальный интерес пользователей, но вполне очевидно, что переход от традиционных моделей применения массового ПО к облачным схемам — это долгий, сугубо эволюционный процесс, и рынок (мировой, а уж тем более российский) находится еще лишь в начальной стадии этого движения. И еще: никто не знает, на какой планке соотношения долей традиционный/облачный и когда этот процесс перехода стабилизируется. Возможно, это будет 20/80, может быть 80/20, но точно не будет долей более 90%. А стабилизация наступит вряд ли раньше, чем через пять-семь лет.

Что говорит Microsoft

По случаю первой годовщины корпорация Microsoft сделала официальные заявления на мировом и региональных уровнях о своих успехах в данном направлении. В них говорится, что география продаж Office 365 существенно расширилась. В конце июня он стал доступен еще в 46 странах на 11 новых языках, всего же набор сегодня продается в 88 странах и на 32 языках, а число его пользователей превысило 4 млн. чел. во всём мире. За прошедший год Microsoft реализовала в сервисе более 50 обновлений, среди наиболее значимых:

  • Exchange Online: расширение интеграции с внешними системами; поддержка Exchange ActiveSync для мобильных устройств и увеличение объема почтового ящика для тарифных планов “K";
  • SharePoint Online: возможность подключения внешних пользователей (для совместной работы с партнерами); поддержка служб Business Connectivity Services для подключения к данным внешних бизнес-систем; расширение объёма хранения;
  • Lync Online: поддержка мобильных клиентов для Windows Phone, iPhone, iPad, Android и Symbian;
  • Office Web Apps: поддержка формата ODF; поддержка всех наиболее популярных браузеров; улучшения и новые возможности работы с диаграммами в Word Web App, а также с формами и клипартами в PowerPoint Web App;
  • запуск Office 365 Marketplace для публикации информации о решениях и услугах партнеров.

Объявлено также о начале широких продаж сервиса Office 365 для образовательных учреждений в мире, в том числе и в России.

И тем не менее даже с учетом последних анонсов Microsoft понять реальную востребованность Office 365, особенно в России, очень сложно. Сведения об общем числе пользователей также сложно оценить по достоинству (в сентябре прошлого года компания сообщала о продаже 5 млн. рабочих мест за три месяца после начала поставок), да и не очень понятно, что именно скрывается под термином “внедрение Office 365”.

Специфика продвижения Office 365

Office 365 включает большой спектр разных наборов сервисов, которые содержат разные комбинации практически всех решений офисного семейства, включая как клиентские приложения (то, что обычно именуется Microsoft Office), так и три “серверные офисные кита” (SharePoint, Exchange и Link). И по оценкам экспертов, на сегодня наиболее востребованным из этих облачных предложений является Exchange (корпоративная почта), который и до выпуска облачного набора достаточно широко применялся в режиме хостинга/аутсорсинга. В результате получается, что за официальными фразами об использовании “облачного офиса” на самом деле часто скрывается довольно давно уже практикуемый на рынке аутсорсинг средств электронной почты.

Тут уместно вспомнить, что история облачных офисных сервисов началась конечно же не с выпуском Office 365. Для самой Microsoft это предложение является фактически новой версией ее ранее существовавшего в течение уже двух лет сервиса BPOS (Business Productivity Online Suite), который формально был доступен только в ограниченном числе стран (разумеется, в первую очередь в США), но тем не менее достаточно активно продвигался московским офисом корпорации и в России. Поэтому говорить о “всего лишь первой годовщине Office 365” можно с большой долей условности, на самом деле “ребенок” этот не столь уж юн.

Нужно также понимать и специфику маркетинга Microsoft на рынке офисных систем: корпорация имеет очень сильную рыночную позицию на основе традиционной (необлачной) модели, базируясь на двух ключевых компонентах — наличие собственно продуктовой линейки и выстроенной партнерско-клиентской экосистемы. Причем в сфере клиентских приложений эта позиция близка к монопольной, а в серверном направлении — как минимум в группе лидеров. Важность офисного направления для бизнеса Microsoft хорошо видна по тому, что именно это направление стоит на первом месте по уровню доходов и прибыли (на второе место в этом году вышли серверные дела, а настольные ОС перешли с многолетнего первого на третье место).

Получается – у Microsoft нет сильной внутренней объективной заинтересованности в замене традиционной модели доставки своего ПО на облачно-онлайновые схемы в том числе и потому, что это требует серьезной реконструкции всей огромной продуктово-партнерской системы. Объективным же фактором, заставляющим (именно так!) корпорацию продвигать свое облачное направление, являются изменения экономико-технологической ситуации на рынке (и как следствие — требований пользователей) и, конечно, появление новых конкурентных вызовов, связанных как раз с этими изменениями. В последнем случае речь идет об уже многолетней облачно-офисной активности Google (Google Apps) и, в меньше степени, хотя и тоже опасной для Microsoft, деятельности IBM (LotusLive Notes).

То есть задача Microsoft – не перевод своих традиционных пользователей в онлайновый режим работы (например, с целью повышения рентабельности собственного бизнеса корпорации, облака как раз скорее снижают прибыльность), а не допустить их перехода в конкурирующие системы. Если уж пользователи хотят переходить в онлайн, то — в Office 365. Такая двойственная позиции (не хочется бросать старые дела, но внешние обстоятельства заставляют) как раз и определяет во многом логику маркетинговой активности Microsoft, которая в немалой степени подстегивается активностью и успехами конкурентов, имеющих то преимущество, что у них нет обременяющего наследия в виде инсталлированной базы ПО и сложившейся партнерской системы, и рассматривающих облачные сервисы как единственный вариант своего рыночного развития.

Конкурентная ситуация

Сколько-нибудь полной и достоверной статистики о работе Google в нашей стране в плане продвижения ее системы Google Apps нет. Но тем не менее можно утверждать, что продвижение происходит и достаточно успешно. В качестве партнеров Google в этой сфере заявляют о себе несколько отечественных ИТ-фирм, но аналитики довольно единодушны во мнении, что основным каналом является компания “Софтлайн”. По ее данным, спрос на Google Apps устойчиво растет (за последний финансовый год, завершившийся в марте, продажи выросли в три раза по сравнение с предыдущим годом), эти сервисы используют в основном предприятия СМБ, а также компании с распределенной структурой и с наличием мобильных сотрудников. В прошлого году было несколько внедрений с числом рабочих мест более 1000. Но опять же основным спросом пользуются средства электронной почты, хотя видно и увеличение пользователей клиентских офисных Web-приложений.

Формирование новой экосистемы

Что же касается Microsoft, то работа по продвижению Office 365 связана в значительной степени с перестройкой ее партнерских каналов, а точнее — формированием фактически новой экосистемы для работы с облаками.

Лишь канал взаимодействия с крупными корпоративными заказчиками остается прежним. Речь идет о продажах подписки в рамках программы корпоративного лицензирования Enterprise Agreement, ориентированной на крупных заказчиков (с числом пользователей от 250) и реализуемой через выделенных партнеров-дистрибьюторов. Этот вариант функционирует с 28.06.2011, но первые реальные соглашения были подписаны лишь в конце прошлого года. По оценкам наблюдателей, сегодня число таких соглашений может исчисляться десятками, но использует ли кто-то из заказчиков опции Office 365 (обычно в такие соглашения входит большой спектр продуктов Microsoft), сказать сложно. Из публично известных примеров можно назвать администрацию Пермского края.

Кроме того, с выпуском Office 365 Microsoft начала развивать принципиально новую партнерскую линию (синдикационных партнеров — в терминологии Microsoft) — сервис-провайдеров, которые включают продукт в свои наборы решений для корпоративных заказчиков. В первую “волну” таких провайдеров вошли 50 компаний во всем мире, в том числе две на территории Росиии — СКБ “Контур” и “ВымпелКом” (“Билайн”), которые в течение лета и осени прошлого года начали подобное продвижение Office 365 в рамках своих комплексных услуг. Представители этих компаний говорят о работе в этом направлении и позитивных результатах, не приводя каких-то статистических сведений.

И наконец, в декабре прошлого года Microsoft объявила о возможности для России прямой подписки на свои облачные офисные сервисы, правда расчеты производятся с европейским центром корпорации (Microsoft Ireland Operations Limited). Однако как раз тут очень наглядно видно изменение роли партнерской сети: если раньше дилеры перепродавали лицензии, получая свой процент непосредственно от потребителей, то теперь компании, вступившие в специальную программу Microsoft Online Services, смогут получить по модели Partner Advisor вознаграждение от самой Microsoft за привлеченных клиентов. Первой о подключении к этой схеме работы вместе со своей гигантской партнерской сетью еще в декабре прошлого года заявила фирма “1С”, но пока она не сообщает сведений о результатах этой работы.

Тут нужно вспомнить о том, что еще зимой официальные источники Microsoft говорили, что пока основными потребителями Office 365 являются организации малого бизнеса, на которые приходится около 90% поставок данного продукта. При этом подчеркивается, что крупные предприятия также в целом готовы к использованию подобных онлайновых сервисов, но таким компаниям нужно больше времени на принятие решения о развертывании подобных систем.