НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:
Сетевые фильтры Powercom: оптимальная защита вашей электроники
Сложно представить себе современную квартиру или офис без большого количества электрических розеток. Их всегда …
Облака: вчера, сегодня, завтра
GoCloud 2024, конференция крупнейшего российского облачного провайдера Cloud.ru, привлекла внимание многих участников …
Корпоративная мобильность: тренды, подходы, реализация
Возможность мобильной работы с документами удобна для сотрудников, но также экономически выгодна компании …
МТС запустил сервис для работы с документами SmartDocs
ПАО «МТС» цифровая экосистема, объявила о запуске сервиса SmartDocs. Новое решение повысит эффективность …
Почему разработчики выбирают Flutter: опыт Кирилла Адещенко
Руководитель мобильной разработки крупного банка о своих методиках на основе популярного кроссплатформенного …
 

Облака: вчера, сегодня, завтра

22.04.2024

GoCloud 2024, конференция крупнейшего российского облачного провайдера Cloud.ru, привлекла внимание многих участников рынка. В ходе обсуждений были рассмотрены разные аспекты, связанные с облаками  от технических до экономических.

Евгений Колбин

Сегмент облаков демонстрирует высокие темпы развития даже на фоне динамично развивающегося российского ИТ. Крупнейшие российские гиперскейлеры присутствуют на локальном рынке давно, прекрасно знают его особенности, так как формировались вместе с ним. Развитие шло поступательно, заказчики и провайдеры шаг за шагом формировали национальный сегмент облаков. Как отметил в своем выступлении Евгений Колбин, CEO компании Cloud.ru, перспективы перед национальными облаками открыты самые широкие.

Российские заказчики за прошедшие годы получили широкий практический опыт в использовании облаков. Данный опыт в большинстве случаев оказался позитивен, практически все используют облака в составе своего ИТ-рельефа — как публичные, так и приватные — причем зачастую уже применяют более одного облака. В российских условиях уже около 75% корпоративных заказчиков используют мультиклаудную модель.

Причины популярности облаков

Основная причина роста популярности использования облачной инфраструктуры — экономическая. Российские корпоративные заказчики — как коммерческие компании, так и госструктуры — хорошо умеют считать деньги, а перевод инфраструктуры с on premise в on cloud в отдельных случаях очень востребован. В чем причина таких высоких показателей? В том, что при расчете ТСО для облачных сред нужно учитывать как технические, так и финансово-экономические аспекты. При миграции инфраструктуры и сервисов в облака происходит перенос затрат из CAPEX в OPEX, напоминает Дмитрий Носов, директор по развитию проекта 42Clouds, а это открывает дополнительные возможности для оптимизации вложений в ИТ.

Разворачивание и сопровождение инфраструктуры on premise требует немедленной оплаты нужных компонент, то есть корпоративному заказчику приходится расставаться со всей суммой, выделенной на инвестиции в ИТ. При использовании облаков ситуация иная: оплата идет по мере потребления ресурсов, крупные начальные затраты не требуются. Это позволяет заказчику направлять временно высвободившиеся деньги на развитие основного бизнеса, то есть заставить их работать в течение многих кварталов, а то и лет, принося компании дополнительную прибыль.

Как видно, для оценки эффективности различных направлений развития ИТ в современных условиях нужен комплексный подход, который возможен при кооперации «технарей» и финансистов. Такие специалисты обычно работают порознь, практикуют разные подходы и используют разную терминологию, между собой даже контактировали редко, но в сегодня им приходится находить общий язык. Только при учете как технических, так и финансовых факторов становится видна полная экономия от миграции в облака.

Все традиционные преимущества сервисов, обеспечиваемые облаками — эластичность, защищенность, скорость предоставления и т.д. — сегодня сохранены в полной мере, более того, они в современных условиях продолжают раскрываться. Но новая реальность дает более широкие возможности экономии от использования облаков корпоративными заказчиками, на чем спикеры в рамках GoCloud делали особый акцент.

Из облака: от сервисов до технологий

Современные cloud-провайдеры поставляют как услуги и сервисы, так и мощную технологическую экспертизу. Собственная экспертиза в сочетании с наличием ресурсов позволяет провайдерам создавать, разворачивать и предоставлять корпоративным заказчикам решения, которые им проблематично развернуть самостоятельно в силу ряда проблем: отсутствия оборудования, недостатка квалифицированного персонала, отсутствия опыта и/или актуальных компетенций и пр.

Все эти проблемы, разумеется, решаемы, но получение оборудования займет месяцы, а выращивание компетенций внутри — кварталы и даже годы, что в современных условиях неприемлемо долго. От облачных провайдеров нужное можно получить за считанные часы. Российские компании начинают понимать изменившуюся реальность и активно пользоваться новыми возможностями. «Технологии делим на две группы: ещё можем и уже не можем. — говорит Василий Кузьмин, ИТ-директор аналитической компании Mediascope. — Если не можем — отдаем в облако, снимая задачи с наших людей».

Возможность получения технологий от провайдеров позволяет корпоративным заказчикам существенно уменьшить time to market для собственных товаров: изделий, сервисов и пр. В современных условиях это серьезное преимущество, которое при умелом использовании позволяет добиться улучшения финансовых показателей компании. Это уже зависит от отдела маркетинга заказчика, а не только от его технических подразделений и от cloud-провайдеров. Изменение эффективности, определяемое повышением динамики основной деятельности в результате миграции ИТ-инфраструктуры в облака, финансистам еще придется научиться считать.

Однако, чудес не бывает, ресурсы облачных провайдеров хотя и велики, но не естественным образом ограничены. Это надо учитывать российским корпоративным заказчикам.

Совместное планирование — путь к успеху

Быстро предоставить нужные сервисы любой облачный провайдер может в определенных пределах — ни одна компания не может держать в резерве значительные вычислительные мощности. Простаивание без нагрузки значительного количества оборудования негативно отразится на экономических показателях провайдера, который, напомним, тоже является коммерческой компанией и заботится о своей эффективности. Напомним, что заказчики могут в любой момент оказаться от потребляемых облачных услуг, что тоже может привести к проблемам у провайдера, причем по той же схеме — часть мощностей, которые освободились внезапно, какое-то время будут стоять незагруженными (или недозагруженными), принося убытки.

Гармонизировать взаимодействие между корпоративными заказчиками и облачными провайдерами просто: нужно выполнять совместное планирование потребления ресурсов, насколько это возможно. Дополнив стандартные соглашения на поставку облачных услуг по потребленному опциональными протоколами о намерениях и о минимальных закупках за заданный промежуток времени, можно решить множество проблем.

Такой подход хорош для крупных корпораций, иначе вместо традиционных облачных сервисов, получаемых за минуты или часы, придется работать с сервисами, поставляемыми по запросу, за которыми, по словам участников дискуссии, иногда приходится и в очереди постоять. При совместном планировании такого не будет, кроме того, сервисы окажутся доступными не только быстро, но и, возможно, дешевле. Причина проста: провайдер минимизирует собственные риски и может данному заказчику предоставлять сервисы по специальным ценам.

Мультиклауд как форма оптимизации

Использование в ИТ-инфраструктуре сервисов более чем от одного облачного провайдера на практике является делом хлопотным и затратным. Чтобы использование мультиоблака стало эффективным для корпорации, требуется техническая экспертиза — ведь компоненты ИТ-инфраструктуры, используемые в едином ИТ-рельефе заказчика, но получаемые от разных провайдеров, не всегда изначально обладают нужной совместимостью. Для обеспечения совместимости нужна совместная деятельность специалистов, увеличивающая как стоимость внедрения мультиоблака, так и его дальнейшего развития. Но результат того стоит!

  • Мультиоблако позволит оптимизировать затраты на cloud-сервисы. Прайс на одни и те же услуги, получаемые от разных провайдеров, может существенно отличаться. Гибкость выбора может давать экономию в десятки процентов.
  • Работа с несколькими провайдерами уменьшит вероятность столкнуться с упомянутым выше дефицитом ресурсов. Если у одного провайдера здесь и сейчас перегружен, например, аппаратный пул GPU-ускорителей и за обеспечиваемыми им сервисами придется стоять в очереди, то у другого ситуация может быть обратной, что позволяет корпоративному заказчику воспользоваться нужными сервисами немедленно.
  • Разумеется, мультиоблако позволяет увеличить стабильность работы ИТ-инфраструктуры заказчика: если возникают проблемы в одном облаке, нагрузку можно оперативно перенести на другое. Следствием будет повышение непрерывности бизнес-процессов, что, напомним, является экономической категорией.

Григорий Немыченков

Крупные российские корпорации уже активно используют возможности мультиоблака. Однако, следует помнить, что оно нужно не всем: «Мультиклауд не нужен тем, кто не умеет им пользоваться» — говорит Григорий Немыченков, FinOps-лид Cloud.ru.

Для компаний из сегмента SMB — для всех малых и для значительной части средних — мультиоблако пока избыточно, считают спикеры: дополнительные затраты, нужные для его сопровождения, в большинстве случаев не приносят желаемого экономического результата, хотя могут быть и исключения.

Импортозамещение и облака

Санкции не оказали существенного влияния на российских корпоративных заказчиков в плане использования облачных ресурсов. Географическая удаленность от российских потребителей даже европейских ЦОДов глобальных гиперскейлеров приводила к задержкам сигнала и, как следствие, оттуда не позволяла российским компаниям предоставлять ряд облачных сервисов. Разворачивать в российской юрисдикции собственные площадки глобальные гиперскейлеры не спешили, отдав национальный рынок российским облачным провайдерам.

Однако, нельзя сказать, что санкционное давление не коснулось российского облачного сегмента: ряд компонент — технологий, аппаратных продуктов, программных систем и т.д. — стали недоступны, что потребовало их импортозамещения. Соответствующие действия требуют компетенций и ресурсов, поэтому их могут реализовать только крупные провайдеры, как Cloud.ru.

На конференции представили Cloud.ru Evolution — публичное облако, полностью построенное на собственных разработках компании и на свободно распространяемых компонентах. Выбранный подход, а также размещение платформы в российской юрисдикции обеспечивает Evolution независимость от любых внешних обстоятельств, подчеркнул Евгений Колбин.

Анастасия Тафеенко

Платформа состоит из набора наиболее востребованных сервисов, говорит Анастасия Тафеенко, руководитель направления в Cloud.ru, например, Evolution Compute, предоставляющий широкий набор конфигураций виртуальных машин, Evolution Object Storage, являющийся пространством для хранения данных любого типа и объема, Evolution Container Apps, созданный для запуска контейнерных приложений в облаке и т.д.

«Cloud.ru Evolution может стать незаменимым инструментом для тех, кому необходимо надежное, безопасное и технологичное решение, которое позволит эффективно управлять данными и приложениями в облаке. — уверен Евгений Колбин. — Это управляемая платформа, гарантирующая удобство использования клиентам, которым важна гибкость и масштабируемость вне зависимости от нагрузки».

Владимир Шульга

В данном решении представлен полный набор сервисов для развертывания в облаке ИТ-инфраструктуры и инструментов анализа данных, которые актуальны для большинства корпоративных заказчиков, говорит Владимир Шульга, директор по продуктовой разработке в Cloud.ru.

Пользователям новой платформы уже доступны инфраструктурные сервисы: объектное хранилище, сервисы разработки бессерверных приложений, а в скором времени к ним будут добавлены управляемые базы данных.

Вместо заключения

В российских условиях проникновение облачных сервисов в ИТ-инфраструктуры корпоративных заказчиков продолжается. Заказчики хотят от провайдеров большей технологичности и большей гибкости. В частности, как отметил Василий Кузьмин, многие заинтересованы в дальнейшем развитии эластичности, которой, в том числе, желательно обеспечивать перенос сервисов из одного облака в другое. Такое пожелание не является неожиданностью — оно естественным образом следует из роста популярности мультиклауда. Из технологий, которые нужны российским компаниям, выступавшие на GoCloud эксперты особо отметили средства для управления данными и ИИ.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
19 марта (вторник), 11:00 — 14 мая 2024 г. (вторник), 21:00, онлайн
Forrester: IaaS — драйвер роста ИТ-сервисов на горизонте пяти лет
Процветающие компании, предоставляющие ИТ-услуги, будут масштабироваться на глобальном уровне, адаптироваться …
Пять суровых истин о состоянии облачной безопасности в 2024 году
Джон Киндерваг, крестный отец концепции нулевого доверия (Zero Trust), рассказал порталу Dark Reading о проблемах …
Использование публичных облаков: как сохранить инфраструктуру независимой
В мире бизнеса разворачиваются нешуточные дебаты: стороны делятся на тех, кто за использование всех …
Как получить максимальную отдачу от автоматизации сети
Автоматизация сетей набирает обороты. Опрошенные порталом Network Computing эксперты рассказывают о том, как можно …
Восемь основных проблем миграции в облако
Организации все глубже погружаются в облако, и у многих из них есть шрамы, подтверждающие это …