НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Кто должен искоренять в нашей стране цифровое неравенство?

Своего рода дополнение к моей вчерашней заметке “ Что важнее – цифровое равенство или “Электронное правительство”? ”. [spoiler]

Давайте предположим, что Правительство РФ все же не на словах, а на деле вдруг озаботилось проблемой искоренения цифрового неравенства в нашей стране (даже в некоторых районах Подмосковья проводные Интернет-услуги стоят втрое больше, чем в Москве) и решило эту проблему в кратчайшие сроки искоренить.  

Кому будет поручено искоренение?

Скорее всего, Минкомсвязи.

Однако понятно, что чиновники Минкомсвязи (их, в общем-то, не так уж и много) не будут сами тянуть оптоволокно, строить радиорелейные станции или запускать телекоммуникационные спутники. Решать эту задачу они поручат подведомственным организациям. Каким именно?

Выбор тут достаточно велик. Вот читаю я вчерашний пресс-релиз этого ведомства (он появился в связи с тем, что 3 декабря глава Минкомсвязи Николай Никифоров в теплых и достаточно далеких от нас  Объединенных Арабских Эмиратах выступил на пленарном заседании ВКМЭ-12 (Всемирной конференции по международной электросвязи 2012 года).

На ВКМЭ-12 глава Минкомсвязи, естественно, поехал не один. По такому случаю, кроме других чиновников возглавляемого им министерства, в бурно развивающиеся Объединенные Арабские Эмираты отправились сотрудники МИД'а России, ведущих научно-исследовательских организаций (ФГУП НИИР, ФГУП ЦНИИС), а также представители операторов связи и общественных организаций: ФГУП «Морсвязьспутник», АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», Международной академии связи, ОАО «Ростелеком», ОАО «Интеллект-Телеком» и ЗАО «ТрансТелеКом».

А теперь вопрос. Как вы думаете, если Правительство РФ вдруг выделит некоторую весьма круглую сумму на преодоление в нашей стране вопиющего цифрового неравенства, то как эта сумма (в процентном соотношении) распределится между перечисленными выше ведомствами?

И не слишком ли этих ведомств много? Ведь у семи нянек дитя, как известно, нередко имеет проблемы со зрением…  :(

Возможно, вам интересно, о чем говорил Николай Никифоров на пленарном заседании ВКМЭ-12?  Мне, честно говоря, тоже.

В материалах пресс-службы на этот счет сообщается следующее (выделено курсивом): “Выступая на конференции, Николай Никифоров заявил: «Мы предлагаем рассмотреть документ Российской Федерации на пленарном заседании ВКМЭ 2012. В этом документе Россия представляет дополнения в Регламент международной электросвязи, которые утвердят понятие сети Интернет как новой глобальной инфраструктуры электросвязи, а также части национальной инфраструктуры электросвязи каждого государства-члена».

Документ содержит предложения дополнить РМЭ определениями понятий «сеть интернета», «интернет-трафик», «доступ к сети интернета», «базовая инфраструктура сети интернета», «национальный сегмент сети интернета», а также пунктами, определяющими функционирование интернета на национальном и межнациональном уровне. «Это документ в развитие тех слов, которые мы слышали на церемонии открытия, о том, что нужно сделать наши взаимоотношения прозрачными, гласными, устранять стены, открывать окна. Либо мы строим неприступные крепости, либо открываем оазисы», — подчеркнул глава Минкомсвязи.

Николай Никифоров особо отметил, что предложения России по статьям, касающимся определения как самого понятия сети Интернет, так и вопросов обеспечения безопасности его функционирования, вообще нигде не упоминаются в документах на пленарной части. «При этом мы видим примеры вкладов других стран, где новые статьи упоминаются. Мы просим, чтобы использовался единообразный подход к вкладам всех стран», — заключил Николай Никифоров.


Но неужели так архиважно дать правильные (и международно признанные!) определения таким понятиям как «сеть интернета», «интернет-трафик», «доступ к сети интернета», «базовая инфраструктура сети интернета», «национальный сегмент сети интернета» и так далее? На мой взгляд, это скорее хлеб ИТ-обозревателей и ИТ-юристов, но никак не людей, отвечающих за уровень развития ИКТ в стране. Который, в свою очередь, напрямую влияет на индекс конкурентоспособности экономики государства. Некоторые сведения о том, что это за индексы, можно найти здесь. Ну а тем, у кого нет времени прыгать по ссылкам (да и не везде в нашей стране Интернет быстр и дешев), я адресую диаграмму, которая изображена ниже и которая была продемонстрирована в прошлом месяце на заседании АП КИТ при обсуждении  “Стратегии развития ИТ-отрасли России”, подготовленной АП КИТ совместно с консалтинговой компанией McKinsey & Company и представленной ранее в Силиконовой Долине и некоторых других местах. К примеру, на пресс-конференции, состоявшейся в июле этого года в  “РИА Новости”.



Сегодня данная “Стратегия…” будет обсуждаться в Общественной палате РФ. Искренне надеюсь, что это обсуждение будет полезным и конструктивным. И не сведется к поиску правильных определений базовых понятий. Смысл которых, в общем-то, большинству людей давно понятен.  
Колесов Андрей
Я как раз и говорю о том, что наличие зависимости не говорит о наличии причинно-следственной зависимости.

А то, что именно конкурентная среда является причиной развития ИТ - это вполне доказывается.
Сергей Бобровский
В Китае разве конкурентная рыночная среда?
Колесов Андрей
Как видим на графике - более конкурентная, чем в России.
Да, очень специфическая, с коммунистически-восточными особенностями, но, конечно. более конкурентная...