НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

К вопросу о емкости рынка, о квалификации интеграторов и другом…

Мой коллега Владимир Митин поддержал тему участия в конференции Lotushere и поделился любопытными впечатлениями (+ статья) о своем участие в этом же мероприятии в январе 1997 года, когда, кстати его проводила не IBM, а компания под название Lotus Development (http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/627.php). Была такая…

Владимир написал там интересные вещи, но я бы хотел обратить внимание на один момент непосредственно по теме СЭД в его комментарии:
[spoiler]
"…к тому времени у нас был опыт не очень удачного использования технологий Lotus/Notes для автоматизации редакционных процессов. Некоторые предполагали, что виноват во всем продукт, предлагаемый поставщиком.
Я не особо вникал в суть этих неудач (в данном проекте я выступал исключительно как пользователь, находящийся в положении “ешь, что дают!”), но, побывав на конференции Lotusphere‘97, пришел к твердому убеждению, что все дело не в продукте Lotus, а в квалификации интегратора, который взялся за осуществление данного проекта"

Конечно, анализ неудачного проекта – это дело серьезное (кстати, я хочу отметить, что у нас обсуждения и анализа отраслевого опыта – с учетом неудачных проектов, доля которых на рынке СЭД по некоторым оценкам достигает 50% -- нет "как класса").

Конечно, нужно разбираться детальнее, но я все же совершенно уверен, что причина неудачности того проекта автоматизации 90х в редакции – это как раз продукт. Скорее всего, он слишком сложный и дорогой для решения таких задач. Ведь вы же не будете использовать Боинги-777 (на 300 человек) для решения транспортных задач между городами с расстоянием в 100 км.

И тут мы переходим к другому вопросу, который "всплыл" в другом, вчерашнем, посте по теме "исследование рынка СЭД" (http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/639.php).

Там тоже произошел интересный обмен мнениями, и, в частности, Михаил Романов, высказал такие пожелания:

"Плюс, помимо качественной оценки нужна еще хоть какая-то количественная, в частности, то, о чем я писал - емкость рынка, объем спроса и отложенного спроса (это проявилось очень в кризис - проекты стали двигаться). И т.д."
Проблема тут заключается в том, что для того, что оценивать емкость (что самом по себе является задачей) рынка СЭД, нужно сначала понять, что такое "рынок СЭД".

Ведь нужно четко отдавать себе отчет: затраты заказчиков на решение задач автоматизации управления документами (в том числе электронными!) и затраты тех же заказчиков на приобретение и внедрение СЭД-продуктов – это совсем не одно и то же!!!

Простейший пример – автоматизация работы редакции издания.

В организации используется некая система управления бизнес-процессами (на мой взгляд, достаточно эффективная). На ее внедрение и сопровождение тратились и тратятся деньги. Т.е. это некоторая "сумма ИТ-затрат".

А с точки зрения, поставщиков, размер нашего проекта равен НУЛЮ (что в рублях, что в долларах). Мы ведь не используется их СЭД-решения, не пользуемся их услугами по внедрению…

Обратите внимание, что это замечание относится и к любым отчетам IDC-Gartner по тематическим направлениями рынка. Они считают продажи вендров, а не затраты заказчиков.

Владимир
О вопросу о том, виноват в провале ИТ-проекта: продукт, заказчик или фирма-интегратор?

Если интегратор видит, что продукт для заказчика тяжеловат, то не надо у него эту "пушку против воробьев" устанавливать и настраивать. А если он (интегратор) этого не видит, то он не интегратор, а разнорабочий, готовый взяться за любой труд (лишь бы платили).

Настоящему интегратору платят не столько за работу, сколько за то, что он знает, какую работу следует выполнить для решения поставленной задачи.

Если же заказчик не может сам толком сформулировать задачу, то он, прежде чем обращаться к интегратору, должен посоветоваться с независимым (от конкретного вендора) консультантом.
Колесов Андрей
О вопросу о том, виноват в провале ИТ-проекта: продукт, заказчик или фирма-интегратор?
Я уверен, что виноват - в приниципе - всегда в первую очередь заказчик. Как говорится (очень справедливо) в "Швейке": "А если где кого убили, то так ему и надо - не будь дураком и не давай себя убивать".
Не того выбрал исполнителя, сам виноват...

Второй момент. Как называть исполнителя, внедряющего бизнес-решение? Вообще-то, по терминологии системный интегратор - это тот, кто занимается решением в основном задач инфраструктурного уровня. Правда, я тут недавно получил от одной компании пресс-релиз, где она себя именовала "лидер рынка МЕЖсистемной интеграции". Оказывается есть и такой.

Я согласен: хороший интегратор должен был бы сам сказать: это продукт не для вас. Но много ли таких "хороших"?

Кстати, должен сказать, что пример тем проектом 96 года является не очень показательными. Все же это было "на заре" автоматизации бизнес-процессов. И главное, кажется, работа выполнялась бесплатно для издания. А когда "бесплатно", то уровень ответственности со стороны и заказчики и исполнителя намного ниже.

И наконец еще очень важный для сегодняшнего дня вопрос: а что собой представляет собой рынок внедрения СЭД? Какую долю реальных потребностей организаций покрывают то, что мы называем СЭД? (это как раз уже по теме собстсенно поста: какова реальная емкость рынка и какова на нем доля СЭД?)

Посмотрите на новости компания о реализумых проектах. В большинстве случае речь идет о довольно стандартных проектах, об автоматизации регламентированного делопроизводства. Шаг влево, шаг вправо -- и уже оказывается, что имеющиеся СЭД-решения не годятся...

Смотрите еще: в середине января в этом блоге мы почти две недели пытались обсудить проекта "СЭД СПО в Минкомсвязи". Пытались, но не обсудили. Несмотря на деклариемую готовность исполнителя рассказать "все", ответ на простой вопрос -- в какой стадии находится проект, он закончился? - так и не был получен.