НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

"СПО-СЭД в Минкомсвязи" – 2

Продолжаю тему, начатую (точнее, все же это тоже было продолжение) в предыдущем посте. Там были получены в комментариях ответы на сформулированные мой в той записи вопросы. И эти ответы, как мне кажется, вполне подтверждают называть тот конкурс-тендер конца 2009 года странным.

Но на этом странности проекта не заканчиваются.
Итак.

В начале декабря 2009 года, компания "АйТи" со своим предложением выиграла конкурс "На право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке СЭД…". А уже в конце того же месяца, как видно из конкурсных документов выполнила этот контракт, сдав заказчику некий набор ПО и получив за эту разработку запрошенные 30 тыс. руб.
Обратите внимание, на два момента:

- Сумма и валюта контракта тут указаны правильно.
- В тот момент (да и сейчас, как выясняется) никто не мог сказать только, что чего собственного заказчик получил это ПО и что он с ним собирался делать.

Продолжим задавать вопросы, на которые сегодня (спустя уже более года), наверное, можно получить ответы.
[spoiler]
Вопрос 1. В чем все же заключалась суть того проекта? Что такое "разработка СЭД"? Что такое СЭД?
Тут повторяется вопрос, который уже не раз поднимался мной в блогах за последние полтора года. А именно: нужно различать СЭД как систему, функционирующую в организации, и СЭД как некоторое тиражное ПО, на основе которого можно создать "СЭД как системы".
Короче говоря: СЭД-решение превращается в СЭД-систему в результате проекта по внедрению.

Так вот: включал ли тот конкурс только разработку ПО (неизвестно для чего) или же он включал еще и проект по внедрению?

Что же было сделало тогда, в конце декабря: заказчику было передано ПО или был реализован проект по внедрению?

Как видно из конкурсных документов и из "показаний" участников никакого внедрения тогда не было.

Вопрос 2. А в рамках какого проекта и на каких условиях выполнялся проект по внедрению?
То, что такой проект стартовал в начале 2010 года было известно. Об этом в косвенном виде говорили еще год назад представители Минкомсвязи, а летом на разного рода мероприятиях упоминала "АйТи".

Но вот только ни про какой тендер о внедрении не было слышно. И соответственно не было объявлено о временных и финансовых условиях проекта.

Вопрос 3. Кому все же принадлежат авторские права на ту разработку по контракту 2009 года?
Поясню. Дело в том, что "АйТи" объявила летом о наличии у нее нового СЭД-продукта под названием "БОСС-Референт JBOSS". Открытой СЭД. Но все же давайте различать:
ПО реалилизованное под открытой лицензией и ПО, созданное по заказу.
Это все же две большие разницы.

Одно дело выиграть тендер на поставку тиражного решения (выбор продукта), и совсем другое – выполнить разработку под конкретный заказ.

И наконец, еще один ВОПРОС 4
Бог с ним, с конкурсами, деньгами… Удалось все же что-то реально внедрить в этом самом министерстве? Как там сегодня, в январе 2011 обстоят дела с электронных документооборотом, как все это функционирует?

Дмитрий Романов
>не очень понятно, о каком тендере и о каком проекте идет речь.
То есть??? Если забыли - прочитайте Вами же написанное название данного поста в блоге

>вы странным образом отождествляете "разработку типовой СЭД" и "внедрение чего-то с целью автоматизации".
Отнюдь! Это разные вещи, хотя и взаимозависимые.  
Дмитрий Романов
>Деньги были <...>, а потрачены на автоматизацию работы конкретной организации.

О, уже виден прогресс. То есть теперь уже не "распил бюджетных остатков" в размере 30 тыс.рублей, а автоматизация работы конкретной организации.

Теперь внимание вопрос: Сколько организаций должно внедрить данную СЭД, чтобы лично Вы, Андрей, признали бы ее типовой? Ноль? Одна? Две? Три?
Дмитрий Романов
Станислав, появилась возможность более подробно ответить на ваши вопросы.

вы аннотируете, что БОСС-Референт 4J, а также СЭД для Минкомсвязи являются СПО, а где их дистрибутивы можно скачать, поковыряться в них, почитать лицензионное соглашение?
То что вы разработали софт под себя и под заказ с открытым кодом еще не делает его СПО. Как же принципы доступности, возможности вносить свои изменения и копировать исходные и измененные версии любому желающему? Как вы используете силу открытой разработки и использования продукта?

Мы это прекрасно понимаем и понимали с самого начала. Подтверждение тому - приведенные выше слова Тагира Яппарова год назад. Я также упоминал в ECM-клубе летом 2010 года о том, что мы собираемся перевести разработку в модель открытого сообщества разработчиков. Но вот как это сделать, чтобы получить положительный, а не отрицательный результат - вопрос очень непростой. Технических проблем тут никаких - создать репозиторий, открыть доступ и все. А вот организация всего процесса, создание условий для то, чтобы использовать силу открытой разработки продукта - вот это задача посложнее. Показательна в этом плане недавняя заметка Сергея Голубева о западном опыте переноса разработки из бизнес-среды в открытое сообщество. Так что если у Вас или у кого-то еще есть мысли на эту тему - было бы интересно обсудить.

С государственным репозиторием тоже не все так быстро, как хотелось бы. Принятый недавно "План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений
на использование свободного программного обеспечения на 2011 - 2015 годы" предусматривает "Создание и обеспечение функционирования единого репозитория свободного программного обеспечения, используемого в федеральных органах исполнительной власти" к 2-му кварталу 2012 года.