НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Развеиваем мифы. Экспорт российских программных продуктов близок к экспорту услуг по разработке ПО

А уровень зарплат отечественных программистов, работающих в сервисных компаниях, такой же, как у их коллег в Европе. [spoiler]

Один из комментариев к моей недавней заметке “Политика импортозамещения ПО изначально понималась как переходная ступень к экспортоориентированной политике?” (его автор Игорь Антоненко) звучал так “О каком экспорте может идти речь? Об экспорте рабочей силы разработчиков софта? Но они будут создавать интеллектуальную собственность не здесь, а сразу ТАМ. Никакого отношения к отечественной ИТ-отрасли такая деятельность не имеет, точно так же как труд таджика на стройках Москвы не имеет отношения к строительной отрасли Таджикистана”.

Кроме того, Игорь Антоненко сказал: “Посмотрел я на список членов РУССОФТ. Сколько там продуктовых компаний, владеющих интеллектуальной собственностью на свой продукт, и поставляющих этот продукт на рынок? У меня сложилось впечатление, что немного".

Миф о том, что из многих миллиардов долларов зарубежных продаж российских софтверных компаний львиная доля приходится на услуги по разработке ПО (то есть на работы для “зарубежного дяди”, причем практически за гроши) действительно существует. Поэтому хочу его развеять. Равно как и миф о том, что зарубежные заработки отечественных программистов можно сравнивать с российскими заработками рабочих из солнечного Таджикистана.

Ниже вы видите диаграмму, заимствованную из анонсированного в ноябре прошлого года 227-страничного ежегодного (уже 13 по счету) исследования некоммерческого партнерства РУССОФТ “Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения”.


Источник: РУССОФТ, 2016 г.

Для полноты картины необходимо добавить, что, по оценкам РУССОФТ, в настоящее время в нашей стране ИТ-компаний, имеющих экспортные доходы, насчитывается не менее двух тысяч. Разумеется, членами РУССОФТ являются лишь наиболее крупные из них.

Ниже вы видите ещё одну диаграмму из упомянутого выше исследования РУССОФТ.


Источник: РУССОФТ, 2016 г.

Из неё следует, что по итогам 2015 г. из 6,7 млрд. долл. зарубежных продаж российских софтверных компаний (по итогам 2015 г.), 42% пришлось на продажи продуктов и готовых решений.

При этом, как cообщил нам президент РУССОФТ Валентин Макаров, “сервисные компании полностью сместились в сегмент high-end solutions,  то есть туда, где глобальные корпорации борются за глобальное господство и для создания новых продуктов задействуют наиболее квалифицированные команды, имеющие знания и опыт работы на стыке разных областей знаний. Это не очень похоже на работу таджиков (можно сравнить уровень ЗП, который у наших разработчиков такой же, как у коллег в Европе). Возникает вопрос - а почему же такие умные разработчики не разработают свой продукт и не пойдут на глобальный рынок конкурировать с США? Ответ - трудно вступить в процесс мировой конкуренции с объема рынка в 1% от мирового, который  к  тому же  на 60% связан с государством и потому не требует этих новых решений. Зато за счет работы с ведущими корпорациями в России накапливаются компетенции и есть люди, которые способны передать эти компетенции подрастающим поколениям. Если есть компетенции и люди, значит при наличии стратегии развития (Национальной Технологической  Инициативы) можем надеяться и двигаться в сторону постановки задачи мирового уровня, нет компетенций и людей - ничего не получится”.

К слову: из исследований РУССОФТ следует, что  90-95% продаж российского ПО осуществляется в США и ЕС, а 5-10% — в остальных странах дальнего зарубежья. По мнению аналитиков некоммерческого партнерства, Такое соотношение не соответствует географической структуре мирового рынка. Если ориентироваться на данные Gartner и IDC, то на США и ЕС приходится примерно 60% мировых ИТ-расходов (включая услуги связи). В этом несоответствии скрыт огромный потенциал для наращивания зарубежных продаж российских компаний на развивающихся рынках.

А вот наращивать продажи ПО на внутреннем рынке российским софтверным компаниям трудно. В том числе, по такой печальной причине как “дефицит спроса”. Смотрите: по оценкам РУССОФТ в 2015 г. зарубежные продажи российских софтверных компаний составили 6,7 млрд. долл., что на 12% выше аналогичного показателя 2014 г. (6 млрд. долл.). Предполагается, что по итогам 2016 г. они увеличатся ещё на 13% и достигнут 7,6 млрд. долл. Что же касается продаж отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке, то они, по оценкам РУССОФТ, в 2015 г. сократились, по сравнению с 2014-м. на 3% в рублях (до 235 млрд. руб.) и на 39% в долларах (с 6 до 3,86 млрд. долл.). По мнению Валентина Макарова, по итогам 2016 г. внутренние продажи российских софтверных компаний (выраженные в рублях) останутся примерно на том же уровне, что и в 2015-м.

Интересно будет посмотреть, сбудется ли этот не очень радостный прогноз?

И ещё несколько слов к замечанию Игоря Антоненко о том, что членов РУССОФТ не так много (на сайте данного НП о его численности говорится так: “Сегодня мы объединяем более 100 компаний работающих в области информационных технологий со штатом более 17000 высококвалифицированных сотрудников, имеющих высшее образование в области программирования и прикладной математики”.).

По оценкам РУССОФТ, в нашей стране в настоящее время насчитывается от 3200 до 3500 софтверных компаний. Однако по итогам 2015 г. на 2% из них (65 компаний) пришлось около 60% общего объема продаж. Так что 100+ софтверных компаний, являющихся членами НП РУССОФТ – это не так уж и мало…


“Пирамида” российских софтверных компаний. Версия РУССОФТ (2% cофтверных компаний обеспечивают 60% софтверных продаж)
Источник: исследования РУССОФТ, 2016 г

Колесов Андрей
У меня такое впечатление, что говорю с человеком, который выучил только один цитатник, и не читает других книг, а главное - не видит окружающего мира.
Угодно пребывать в иллюзиях - флаг в руки,

А откуда Путин взял данные - отлично известно. Он их получил от Никифорова, а тот - от Руссофта.
Это видно просто потому, что президент слово в слово повторил слова, которые приведены в этом самом отчете и которые Валентин Макаров говорит уже много лет.
Игорь Антоненко
Владимир, спасибо что отдельно подняли вопрос.

И благодарю за выложенные "на блюдечке" данные. Можно сделать вывод, что к российской ИТ-индустрии не относится как минимум 50,5% объема ИТ-экспорта (это если брать 2015 год). Так что миф развеян не полностью :)

Конечно, можно надеяться на то, что "за счет работы с ведущими корпорациями в России накапливаются компетенции", и это со временем приведет к развитию нашей собственной ИТ-отрасли. Но мы же знаем, что дальше происходит с этими компетенциями.

Они если не напрямую переходят в штат к этим ведущим корпорациям, то уходят через промежуточный этап. Допустим, набрались люди компетенций и организовали стартап. Если стартап оказался успешным, то его очень быстро купит с потрохами какая-нибудь из тех же ведущих корпораций - и это зачастую предел мечтаний и счастья, чтобы тебя купили. И всё на этом. Успешные стартапы покупаются, неуспешные умирают - но исчезают и те, и другие. Чтобы выжить рядом с мировым гигантом надо не привлекать его внимание, т.е. перебиваться с хлеба на воду. А это тоже недолговечная стратегия.

Дефицит спроса действительно мешает российским софтверным компаниям наращивать продажи на внутреннем рынке. А в чем причина этого дефицита? Посмотрите на наши гиганты индустрии, на наши локомотивы промышленности, на наши самые денежные компании - они спрос НЕ генерируют!!! Они что нужно уже прикупили, и теперь только платят за поддержку, обновление версий и ежегодные лицензионные платежи. А откуда же тогда возьмется спрос? Фабрика в один этаж его не сгенерирует.  
Дмитрий Желвицкий
По версии Эха Москвы (в частности, Латыниной) вместо Челябинского метеорита была летающая бесконтрольно стая ракет с одного полигона на другой. Понятно, что выковыряла из своего грязного носа и тут же в эфир. Но этот редкий случай, когда из потока тут же выдуманного бреда (как и у "знаменитого" экономиста Николаева) Латынина признала, что был все-таки метеорит. Ну сложно было опровергнуть всех ученых мира, которые знали, что это метеорит и писали об этом в различных мировых СМИ. Даже публикацию Латыниной на сайте Новой газете (еще один родственный Эху источник разбрасываемого говна - мягче не скажешь) сняли. Наказали ли Латынину? Отнюдь. НИ ЗА ЧТО!!!  Она сказала, что просто не специалист, а потому все равно права. Ну не получилось с этим соврать, получится с другим. Тем более что никаких сил не хватит опровергать поток бреда.
Странно, что настойчиво под нос суете этот источник дурно пахнущего. Это не то что в ИТ не источник, это вообще не источник информации. Вот источник того, что не хочется повторять, это да.