Лучше, когда словесное описание закономерностей подкреплено хотя бы некоторыми цифрами (типа “на протяжении пяти последних лет такой-то сегмент ИТ-рынка ежегодно растет (или падает) на столько-то процентов”). Но это “плоское” утверждение тоже не очень информативно. Ведь в сегменте (товарной категории) есть подсегменты (подкатегории), продажи которых растут (или падают) с совершенно разной скоростью.
Обычные и достаточно широко распространенные цифровые таблицы-простыни также весьма трудны для восприятия. Хотя в них, по идее (по содержанию) вроде бы есть все, что нужно для анализа ситуации и принятия решений.
Ещё Козьма Прутков говорил: “Нельзя объять необъятное”. В том числе, достаточно трудно наглядно изобразить трехмерные графики (это когда одна функция зависит от двух аргументов). То есть изобразить-то (с помощью различных математических пакетов) можно, но что именно при этом отложено по осям, понять, как правило, трудно.
На состоявшемся недавно 8-ом Ежегодном Форуме ECR мне очень понравился способ отображения взаимозависимостей, используемый компанией Teradata при анализе итогов продаж супер- и гипермаркетов. Такого рода анализ – обязательная составная часть категорийного менеджмента (Category Management), проще говоря – управления ассортиментом. Ведь о какой ассортиментной и ценовой политике можно говорить, если нет свежих данных о постоянно меняющихся реальных продажах!
В приведенной ниже таблично-графической диаграмме -- она заимствована из доклада “Категорийный менеджмент”, который на ECR-2012 сделал ведущий эксперт по розничному бизнесу Teradata EMEA Франк Вюлллерс (Frank Vullers) -- отображается связь между количеством товара, находящегося в продуктовой корзине, и её (корзины) общей стоимостью. Однако нетрудно сообразить, что таблица-диаграмма такого рода с успехом может отображать прибыльность тех или иных товарных категорий, представленных в магазине (или, к примеру, широкопрофильной дистрибьюторской компании). Тогда одного взгляда на эту таблицу-диаграмму достаточно для принятия решения о том, какую товарную категорию ритейлеру есть смысл расширить, а какую, наоборот, сократить. При этом для вызвавшей внимание товарной категории можно построить свою таблично-графическую диаграмму, отображающую прибыльность тех или иных товарных подкатегорий. Ну и так далее. Сей увлекательный процесс можно продолжать вплоть до конкретных артикулов.
Для полноты картины необходимо добавить, что для наглядного представления данных Teradata использует решения компании Tableau Software. “Наша миссия -- помочь людям видеть и понимать данные (We're on a mission to help people see and understand data)”, -- говорится на главной странице сайта этой компании. Хорошо, если бы этот девиз взяли на вооружение докладчики, имеющие привычку сыпать на слушателей многочисленные цифры, не приведенные к хорошо “усвояемому” виду.
Впрочем, и обычные столбчато-процентные диаграммы весьма информативны и удобны для восприятия. Ниже вы видите диаграмму, заимствованную из доклада руководителя отдела Consumer Tracking GfK Rus Елены Самодуровой, сделанного на ECR-2012. Одного взгляда на эту диаграмму достаточно, чтобы понять динамику распределения рынка FMCG-товаров между магазинами различных форматов. Можно предположить, что и в сфере продаж бытовой электроники (в эту категорию все чаще попадают различные ИТ-гаджеты) происходят аналогичные процессы.
А вот (см. ниже) пример столбчато-процентной диаграммы, взятой из недавно вышедшего в свет журнала “Бестселлеры IT-рынка” (Лето, № 2/2012 г., стр. 8 ) и более близкой к ИТ-тематике. Из нее сразу видно, как именно падает в нашей стране доля десктопов в общем объеме продаж настольных и мобильных компьютеров.
Динамика структуры российского рынка компьютеров в 2007-2011 гг.
Разумеется, данные, использованные при построении этой диаграммы, можно было бы изобразить и в табличной форме (а то и вообще в виде длинного и нудно читаемого текста), но это, согласитесь, было бы не очень наглядно. Так что важнее при представлении результатов анализа больших данных – форма или содержание? Что вы думаете на этот счет?
Хотя и говорят, что офисные настольные ПК никуда не денутся, но похоже, их ждет судьба ЭЛТ-мониторов. А вы что думаете на этот счет?
Да, планшеты, ноутбуки (первые - в гораздо меньшей степени, вторые - в гораздо большей) подходят для решения офисных задач, но это не тот уровень комфорта, как на настольном ПК. Кстати, в офисы гораздо активнее могут проникать еще и неттопы, barebone-системы, тонкие клиенты. Эти тоже будут отбирать у настольных ПК долю. Правда, они учитываются как обычные ПК.