НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Эффективная визуализация данных или Как лучше представлять результаты анализа больших массивов информации?

Что важнее: форма или содержание? Ответ на этот вопрос зависит от того, о чем именно идет речь. [spoiler] К примеру, если речь идет о представлении закономерностей, извлеченных из так называемых больших данных (Big Data), то форма не менее важна, чем содержание. Ведь чисто словесное описание тенденций (закономерностей), описывающих связь между явлениями (к примеру, в сфере продаж) обычно весьма расплывчато и, как правило, не может быть использовано в качестве “руководства к действию”.

Лучше, когда словесное описание закономерностей подкреплено хотя бы некоторыми цифрами (типа “на протяжении пяти последних лет такой-то сегмент ИТ-рынка ежегодно растет (или падает) на столько-то процентов”). Но это “плоское” утверждение тоже не очень информативно. Ведь в сегменте (товарной категории) есть подсегменты (подкатегории), продажи которых растут (или падают) с совершенно разной скоростью.

Обычные и достаточно широко распространенные цифровые таблицы-простыни также весьма трудны для восприятия. Хотя в них, по идее (по содержанию) вроде бы есть все, что нужно для анализа ситуации и принятия решений.

Ещё Козьма Прутков говорил: “Нельзя объять необъятное”. В том числе, достаточно трудно наглядно изобразить трехмерные графики (это когда одна функция зависит от двух аргументов). То есть изобразить-то (с помощью различных математических пакетов) можно, но что именно при этом отложено по осям, понять, как правило, трудно.

На состоявшемся недавно 8-ом Ежегодном Форуме ECR  мне очень понравился способ отображения взаимозависимостей, используемый компанией Teradata при анализе итогов продаж супер- и гипермаркетов. Такого рода анализ – обязательная составная часть категорийного менеджмента (Category Management), проще говоря – управления ассортиментом. Ведь о какой ассортиментной и ценовой политике можно говорить, если нет свежих данных о постоянно меняющихся реальных продажах!

В приведенной ниже таблично-графической диаграмме  -- она заимствована из доклада “Категорийный менеджмент”, который на ECR-2012 сделал ведущий эксперт по розничному бизнесу Teradata EMEA Франк Вюлллерс (Frank Vullers) -- отображается связь между количеством товара, находящегося в продуктовой корзине, и её (корзины) общей стоимостью. Однако нетрудно сообразить, что таблица-диаграмма такого рода с успехом может отображать прибыльность тех или иных товарных категорий, представленных в магазине (или, к примеру, широкопрофильной дистрибьюторской компании). Тогда одного взгляда на эту таблицу-диаграмму достаточно для принятия решения о том, какую товарную категорию ритейлеру есть смысл расширить, а какую, наоборот, сократить. При этом для вызвавшей внимание товарной категории можно построить свою таблично-графическую диаграмму, отображающую прибыльность тех или иных товарных подкатегорий. Ну и так далее. Сей увлекательный процесс можно продолжать вплоть до конкретных артикулов.



Для полноты картины необходимо добавить, что для наглядного представления данных Teradata использует решения компании Tableau Software.  “Наша миссия --  помочь людям видеть и понимать данные (We're on a mission to help people see and understand data)”, -- говорится на главной странице сайта этой компании.  Хорошо, если бы этот девиз взяли на вооружение докладчики, имеющие привычку сыпать на слушателей многочисленные цифры, не приведенные к хорошо “усвояемому” виду.

Впрочем, и обычные столбчато-процентные диаграммы весьма информативны и удобны для восприятия. Ниже вы видите диаграмму, заимствованную из доклада руководителя отдела Consumer Tracking GfK Rus Елены Самодуровой, сделанного на ECR-2012. Одного взгляда на эту диаграмму достаточно, чтобы понять динамику распределения рынка FMCG-товаров между магазинами различных форматов. Можно предположить, что и в сфере продаж бытовой электроники (в эту категорию все чаще попадают различные ИТ-гаджеты) происходят аналогичные процессы.



А вот (см. ниже) пример  столбчато-процентной диаграммы, взятой из недавно вышедшего в свет журнала  “Бестселлеры IT-рынка” (Лето, № 2/2012 г., стр. 8 ) и более близкой к ИТ-тематике. Из нее сразу видно, как именно падает  в нашей стране доля десктопов в общем объеме продаж настольных и мобильных компьютеров.


Динамика структуры российского рынка компьютеров в 2007-2011 гг.

Разумеется, данные, использованные при построении этой диаграммы, можно было бы изобразить и в табличной форме (а то и вообще в виде длинного и нудно читаемого текста), но это, согласитесь, было бы не очень наглядно. Так что важнее при представлении результатов анализа больших данных – форма или содержание? Что вы думаете на этот счет?



Хотя и говорят, что офисные настольные ПК никуда не денутся, но похоже, их ждет судьба ЭЛТ-мониторов. А вы что думаете на этот счет?

Стельмах Сергей
Так что важнее при представлении результатов анализа больших данных – форма или содержание? Что вы думаете на этот счет?
Важнее, конечно же, содержание. Оно не зависит ни в коей мере от того, в каком виде его подают. Как по мне, то столбчатые диаграммы нагляднее (более доступно) демонстрируют то или иное рыночное событие.

Хотя и говорят, что офисные настольные ПК никуда не денутся, но похоже, их ждет судьба ЭЛТ-мониторов. А вы что думаете на этот счет?
Все в ИТ-индустрии меняется так быстро, даже аналитики подчас не единодушны. Могу лишь предположить, что падение сектора настольных ПК будет до определенного момента. Когда остановится? Какова будет его доля? Не знаю. Может 20% если думать о долгосрочной перспективе...
Да, планшеты, ноутбуки (первые - в гораздо меньшей степени, вторые - в гораздо большей) подходят для решения офисных задач, но это не тот уровень комфорта, как на настольном ПК. Кстати, в офисы гораздо активнее могут проникать еще и неттопы, barebone-системы, тонкие клиенты. Эти тоже будут отбирать у настольных ПК долю. Правда, они учитываются как обычные ПК.
Fatov
Настольные ПК были более мощными, ремонтопригодными  и дешевыми. Благодаря этим качествам они всегда останутся на плаву