ПО

Хотя официальным поводом для состоявшейся в конце марта встречи команды европейских менеджеров компании Adobe Systems (www.adobe.com) во главе с ее вице-президентом по Европе, Ближнему Востоку и Африке Пьером Ван Бенеденом с представителями СМИ стал выпуск продукта Creative Suite 3 (его мировой анонс состоялся буквально накануне), все же основной интерес журналистов был обращен к более общим вопросам деятельности компании в России. И на то есть свои причины. Как известно, Adobe открыла свое представительство в нашей стране всего полгода назад (см. PC Week/RE, N 36/2006, с. 14), и теперь ей приходится организовывать свою деятельность в условиях борьбы за позиции на этом рынке, где ее основные конкуренты уже обосновались довольно прочно. Отвечая на вопрос, не запоздала ли компания с приходом в Россию, г-н Ван Бенеден отметил, что политика расширения присутствия Adobe действительно несколько консервативна, но, учитывая темпы роста местного рынка, компания готова бороться за свою долю здесь. При этом она опирается на свои лидирующие позиции во многих сегментах мирового софтверного рынка, и ей есть что предложить широкому кругу российских заказчиков, как индивидуальных, так и корпоративных.

Пьер Ван Бенеден: “Мы пришли в Россию

 позднее некоторых наших конкурентов,

но намерены решительно бороться за

 ведущие позиции на этом софтверном

рынке”

В глазах ИТ-общественности Adobe традиционно выглядит как ведущий поставщик средств в области графического дизайна и полиграфии. Ее визитной карточкой уже более десяти лет являются такие известные продукты, как Photoshop и Acrobat. Но в последние годы позиционирование компании на рынке существенно изменилось в плане расширения сферы ее интересов. Если просмотреть новости ведущих западных ИТ-СМИ, то легко увидеть, что Adobe регулярно появляется в контексте деятельности (и сотрудничества, и конкуренции) таких компаний, как Microsoft, IBM, Google, EMC. А это означает, что де-факто фирма уже вошла в число ведущих поставщиков платформенного ПО корпоративного уровня.

Одно из стратегических направлений развития - Web-разработка, точнее, просто "разработка приложений", поскольку именно сейчас идет драматический процесс интеграции двух направлений - создания традиционных настольных и интернет-приложений. Свой сильный ход Adobe сделала в конце 2005 г., купив ведущего поставщика Web-инструментов компанию Macromedia. В результате она фактически вошла в лидирующую тройку поставщиков средств разработки вместе с Microsoft и IBM. Об амбициях компании в этой сфере много говорят планы по созданию собственной платформы исполнения приложений Apollo (см. http://pcweek.ru/ ?ID=626716).

Другое новое, но очень важное направление - это создание корпоративной системы управления "интеллектуальными документами", реализующей концепцию Intelligent Document Services на базе семейства продуктов LiveCycle. Эта тема в России пока мало известна, но обратим внимание на важный момент: в продвижении данного ПО Adobe делает акцент на использовании в качестве отраслевого стандарта формата PDF (Portable Document Format), который юридически остается собственностью Adobe. Получается, что и здесь компания представляет третью сторону в борьбе за унификацию форматов документов между стандартами OpenXML (Microsoft) и OpenDocument (отраслевое сообщество во главе c IBM).

Понятно, что в своем развитии Adobe вступает в противостояние с традиционными лидерами, и в роли главного конкурента чаще всего упоминается, естественно, Microsoft. В этом плане очень характерно то, что в многочисленных публикациях по поводу нового MS Office 2007 регулярно присутствует тема поддержки PDF-файлов, а что еще любопытнее - даже сейчас, спустя два месяца после выпуска пакета Office, вопрос о встроенной поддержке в нем этого формата еще не урегулирован между двумя сторонами.

Adobe регулярно появляется в контексте деятельности таких компаний, как Microsoft, IBM, Google, EMC. А это означает, что де-факто фирма уже вошла в число ведущих поставщиков платформенного ПО корпоративного уровня.

Характерен и другой факт: буквально накануне московской пресс-конференции в зарубежных СМИ появилась информация о проблемах совместимости ряда продуктов Adobe с ОС Windows Vista. Пьер Ван Бенеден в связи с этим сообщил, что речь тут идет лишь о ПО, выпущенном до появления бета-версии Vista, все новые версии продуктов Adobe работают с этой ОС без проблем. "Не стоит быть роялистом больше, чем король, - добавил один из его спутников. - У Microsoft тоже не все старые приложения полностью совместимы с Vista". Впрочем, зарубежные эксперты в своих комментариях по поводу инициации со стороны Adobe вопроса о совместимости c Vista усматривают здесь скорее не технические проблемы, а проявление именно маркетинговых конфликтов между двумя компаниями.

Завершая общий разговор об Adobe, подчеркнем, что она представляет собой одного из крупнейших и, что важно, динамично развивающихся софтверных вендоров. По итогам последнего финансового года (закончился 1 декабря) ее доходы выросли на 31% - до отметки в 2,575 млрд. долл., а чистая прибыль составила впечатляющую величину в 752 млн. долл. (или 504 млн. по методике GAAP).

Но как будет развиваться бизнес Adobe в России? Европейские гости говорили об этом лишь в общих чертах: "важный регион", "развивающийся рынок" и пр. Конечно, полгода работы в стране - это очень небольшой срок, в течение которого фактически лишь стал формироваться коллектив представительства, начало отрабатываться взаимодействие с партнерами и т. д. Сделан первый шаг в локализации продуктов для России: в феврале был представлен первый инструмент на русском языке Acrobat 8 (см. http://pcweek.ru/?ID=624988). Следующим должен стать новый Creative Suite 3 - один из ключевых продуктов Adobe для профессионалов в области дизайна и издательского дела: в июле обещано появление его русской версии, которая сейчас проходит бета-тестирование.

По словам главы представительства Adobe в России и СНГ Павла Черкашина, основной акцент в продвижении продуктов компании в нашей стране сейчас будет сделан на работу с традиционными пользователями ее инструментов, в первую очередь в сфере дизайна и полиграфии. Выход в сегмент общего корпоративного ПО - это уже следующая по срокам задача.

Компания также планирует развивать сотрудничество с образовательной сферой. Так, в самое ближайшее время обещан запуск специальной маркетинговой программы для студентов и школьников, в рамках которой полнофункциональный пакет продуктов Creative Suite можно будет приобрести со скидкой более чем в 90%. Предполагается активное развитие OEM-направления как с мировыми брендами, так и с российскими производителями ПК. Среди других задач - сертификация специалистов по технологиям Adobe, а также поддержка образовательных учреждений и тренинговых центров обучения, в том числе путем обеспечения их методических материалов и предоставления специальных цен на продукты.