СЕРГЕЙ СВИНАРЕВ: КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

Инновации в бизнесе: тема эта - иногда в виде вводной скороговорки, реже на более глубоком уровне - возникает сегодня практически на всех мероприятиях, посвященных проблемам применения ИТ в деловой сфере. Вот и на недавнем форуме Microsoft Convergence’2007 (см. PC Week/RE, N 11/2007, с. 1) с большим докладом по этому вопросу выступил известный американский эксперт и популяризатор Джоэл Баркер. Интерес к подобного рода лекциям объясняется в какой-то степени и тем, что слушатели надеются получить из них некие готовые рецепты или узнать типовые приемы, с помощью которых можно было бы совершать те самые инновации, приносящие их авторам огромные прибыли.

Помогает ли знание таких приемов в реальной жизни - вопрос отдельный, но какие-то общие закономерности здесь действительно есть, и это ни у кого не вызывает сомнений. Одна из них заключается в том, что инновации или кардинальные изменения в природе, науке и бизнесе чаще всего случаются на границах раздела разнородных сред, на стыке научных дисциплин или при взаимопроникновении принципиально разных бизнес-моделей. Давно замечено, что жизнь как биологических, так и человеческих сообществ наиболее бурно развивается на берегах рек, озер и морей (на границе между водой и сушей), а одна из важнейших "инноваций" в эволюции живой природы произошла в тот момент, когда первая рыба с "креативными" наклонностями зачем-то выползла в прибрежную грязь и дала толчок появлению целого класса земноводных.

Сложность применения подобных знаний для изобретения инновационных схем состоит в том, что их сравнительно легко анализировать постфактум, но не тогда, когда вы ищете полезную идею. Иногда граница или стык видны любому разумному наблюдателю. Совмещение в одном устройстве функций обработки и передачи голоса и данных, телефона и фотокамеры - как раз инновации из этого разряда. Но нередко подобная граница пролегает не в физическом мире, а в каком-то абстрактном пространстве, и выявить ее априори бывает совсем не просто.

Одна аналогия пришла мне в голову уже спустя несколько дней после выступления Джоэла Баркера (вероятно, такое последействие и есть главная цель подобных лекций). Давайте мысленно разделим мир услуг на два лагеря: платных и бесплатных сервисов. В первом все стоит на солидной основе и обещает твердый доход за каждое действие провайдера; второй представляется неким раем для любителей "халявы", абсолютно бесперспективным с точки зрения бизнеса. С другой стороны, в платном секторе крайне ограниченная аудитория, а в бесплатном - это потенциально все население Интернета. Совершенно очевидно, что отдавая все даром, доходов не дождешься, но и взимая деньги чуть ли не за вход в магазин, тоже рассчитывать особенно не на что.

Каков же выход? Придумать такие схемы бизнеса, которые могли бы приносить успех в тонком приграничном слое, где каким-то образом сочетаются бесплатные услуги (и сохраняется массовость аудитории) и в то же время есть реальный спрос на отдельные виды платных сервисов. Давайте задумаемся, не в таком ли сочетании лежат истоки процветания столь успешных интернет-проектов, как Google, eBay и Skype. Сегодня мы на пороге прихода новых моделей в софтверный бизнес: все говорят (а некоторые уже и начали делать) о предоставлении ПО как услуги. К этому же будет подталкивать ожидаемый массовый переход на сервисно-ориентированную архитектуру SOA. Вполне возможно, что успеха и здесь добьются те, кому удастся совместить массовость бесплатной и доходность платной бизнес-моделей.

Совершенно очевидно, что отдавая все даром, доходов не дождешься, но и взимая деньги чуть ли не за вход в магазин, тоже рассчитывать особенно не на что.

Вернемся теперь в мир неживой природы и проведем еще одну аналогию. Как известно, процесс горения полена идет в основном на его границе с воздухом. Внутри полена много горючего, но совсем нет окислителя (воздуха), вне его - неисчерпаемый воздушный океан, однако горючее отсутствует совершенно. Остается только граница раздела! Не напоминает ли это вам два мира - платных и бесплатных услуг?

Постойте, скажете вы, но ведь вокруг нас масса деревянных предметов, и все они лежат на открытом воздухе. Чтобы появился огонь, необходима искра. Если вернуться к инновациям в бизнесе, то аналог искры - некая нетривиальная и плодотворная идея. Так что границы границами, но одними рецептами здесь не обойтись. Нужны идеи.