В прошлом месяце мы рассматривали “Тенденции и перспективы российского рынка мобильных устройств” (PC Week/RE, № 24/2012). А сейчас предлагаем вашему вниманию мнения представителей отечественных дистрибьюторских компаний о тенденциях и перспективах российского рынка печатающих устройств (принтеров и МФУ), использующих как лазерные, так и струйные технологии. На наши вопросы ответили директор ООО “Роско” Сергей Данилов, вице-президент компании OCS Distribution Дмитрий Купцов, директор департамента оптовых продаж OLDI Рамис Мамедов и менеджер по продукции “Марвел-Дистрибуции” Юлия Смирнова.

Прежде чем излагать мнения наших респондентов, отметим, что согласно данным IDC (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=141628), во II квартале 2012 г. российский рынок устройств печати вырос на 26% в штучном выражении в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: в страну было поставлено свыше 1 млн. принтеров, копиров и МФУ, совокупная стоимость которых превысила 235 млн. долл.

Несмотря на рост рынка как в количественном, так и в денежном выражении, IDC фиксирует признаки снижения спроса на устройства печати в сегменте домашних пользователей. Данное снижение, отмечаемое также ключевыми игроками рынка, отражает характерное для II квартала года уменьшение покупательской активности домашних пользователей.

Эксперты IDC отмечают, что наибольший рост поставок — 45% — зафиксирован в сегменте монохромных лазерных устройств. По мнению экспертов IDC, это связано с увеличением поставок принтеров и МФУ начального уровня (производительностью от 1 до 20 стр./мин). Поставки устройств данного типа выросли более чем на 60%, а их доля в валовых поставках монохромных лазерных устройств превысила 66%. В IDC отмечают, что доля устройств начального уровня находится практически в прямой зависимости от стандартных сезонных колебаний. Поставки III и IV кварталов календарного года, отражающие увеличение спроса со стороны домашних пользователей и тендерной активности, характеризуются ростом доли в поставках устройств начального уровня. В текущем году данное увеличение произошло на квартал раньше и стало основной причиной роста монохромного сегмента. Эксперты IDC считают, что наполнение товарного канала, создание складов и доступность модельного ряда положительно повлияет на качественный уровень удовлетворения спроса домашних пользователей в период его возрастания.

Объем поставок полноцветных струйных устройств во II квартале 2012 г. показывает, что данный сегмент сохранил показатели прошлого года; IDC фиксирует лишь незначительное, с учетом объемов сегмента, снижение поставок в количественном выражении. В IDC отмечают, что сегмент полноцветных струйных устройств в течение II квартала подряд демонстрирует положительное устойчивое развитие.

Но есть и тревожные симптомы. В издании “Бестселлеры IT-рынка” отмечается, что в первом полугодии этого года в нашей стране суммарный объем продаж принтеров и настольных МФУ составил 1,89 млн. шт., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., всего на 4,5%. Для сравнения: год назад этот показатель превышал 15%.

Тенденции рынка и влияние на него безбумажных технологий

“Принтеры и МФУ будут продаваться и дальше, — считает Дмитрий Купцов. — Общеизвестный факт состоит в том, что безбумажные технологии не очень сильно влияют на количество используемой офисной бумаги. Поэтому безбумажные технологии рынок не подкосят, до этого в России еще очень далеко”.

Не ждет особых потрясений этого рынка и Сергей Данилов. “Не секрет, что этот рынок пребывает в сформированном состоянии, нет ни бурного роста, ни взрывных технологий, — отмечает он. — Идет планомерная замена устаревших устройств и наполнение некоторых сегментов цветными устройствами и МФУ. Говоря о безбумажных технологиях, можно рассматривать два отдельных направления: электронный документооборот и электронное отображение изображений. Эти направления развиваются независимо друг от друга и пока слабо влияют на рынок печатающих устройств, так как это самостоятельные ниши рынка”.

С ним согласен Рамис Мамедов: “Рынок принтеров и МФУ стабилен в штучном эквиваленте. В ближайшие несколько лет не стоит ожидать каких-либо изменений спроса, поэтому и роста продаж тоже не стоит ждать”.

Не ждет возрастания продаж печатающих устройств и Юлия Смирнова: “В долгосрочной перспективе данный рынок будет следовать европейскому сценарию. Поставки печатающей техники будут незначительно сокращаться. В первую очередь эта тенденция проявится в розничном сегменте и главным образом скажется на продажах принтеров. Что касается безбумажных технологий, то в обозримом будущем они едва ли окажут заметное воздействие на структуру спроса. Вместе с тем нельзя не отметить тенденцию к повышению интереса к безбумажным технологиям, достаточно вспомнить, какое внимание государственные органы уделяют переходу к электронному документообороту.

Если говорить о конечных потребителях, то благодаря развитию технологий всё большее число фотографий хранится в электронном виде. Однако благодаря всё тому же развитию, количество получаемых фотоснимков также возрастает, а значит растет число фото, которые хотелось бы иметь в печатном виде. Таким образом, в абсолютных цифрах количество печатных оттисков не только сохраняется, но даже возрастает. По моему мнению, причину некой стагнации рынка следует усматривать в слишком медленной ротации инсталлированного парка оборудования. То есть пользователи все реже меняют свою технику на новую без веских причин”.

Как видим, в оценках общих тенденций и перспектив российского рынка печатающих устройств наши респонденты в целом единодушны. Причем их мнения практически совпадают с мнениями аналитиков IDC и ITResearch.

Системы управления корпоративной печатью

На предприятиях и в организациях печатающие устройства, как правило, не стоят сами по себе, а являются элементами корпоративной системы. При этом используются различные системы управления корпоративной печатью (СУКП). Решений здесь предлагается достаточно много. Но много и неясных аспектов. Некоторые из них я уже затрагивал в заметке “Терминологическая неразбериха с концепциями управления корпоративной печатью”. Однако интересна не столько теория, сколько практика. Какие СУКП пользуются у заказчиков наибóльшим спросом?

“В России если и используются СУКП, то, как правило, универсальные”, — констатирует Дмитрий Купцов. Более развернутый комментарий дала Юлия Смирнова: “Этот рынок довольно молод, а потому говорить об устойчивых трендах пока не приходится. Что называется, рынок ещё не определился с выбором. Однако по мнению технических экспертов, более надежными и удобными в эксплуатации являются комплексные предложения, так называемые программно-аппаратные комплексы (ПАК). Преимущества таких систем налицо. Они позволяют организовать процесс печати наиболее оптимальным образом: повышая надёжность оборудования, позволяя контролировать затраты на печать и обслуживание. Одним словом, экспертное сообщество отдает предпочтение этому типу СУКП, профессионально оценивая его потенциал и перспективы. Если говорить о наиболее популярных производителях ПАК, то я бы отметила Xerox, Lexmark, HP и Ricoh. Причем первые два, по мнению наших аналитиков, являются наиболее перспективными”.

Остальные наши респонденты от комментариев, увы, воздержались. Похоже, с системами управления корпоративной печатью и поныне неясностей больше, чем “ясностей”.

Каналы продаж

Неотъемлемая часть любого рынка — каналы продаж. Если говорить о рынке средств печати, то сегодня такие каналы представлены магазинами и сетями розничной торговли, корпоративными реселлерами, системными интеграторами. А каков их вес на рынке в смысле распределения объемов продаж?

“В целом по рынку судить не возьмусь — нет данных, — сообщил Дмитрий Купцов. — По нашей экспертной оценке, это примерно 20:40:40 (без учета струйных аппаратов). Тенденции к самопроизвольным эволюциям я не вижу, в основном все колебания (часто значительные) связаны с крупными конкурсами у системных интеграторов — соотношение сразу меняется, потом возвращается обратно”.

А вот ответ Рамиса Мамедова: “Наше соотношение (в процентах) выглядит так: 25:50:25. При этом рост продаж мы наблюдаем в сегменте системной интеграции”. Юлия Смирнова в свою очередь отмечает: “Очевидно, что профиль продаж весьма зависим от продуктового портфеля дистрибьютора. Поэтому показатели одного дистрибьютора — весьма субъективная оценка рыночной ситуации. Хотя нельзя не отметить рост корпоративного сегмента”. Легко заметить, что в последних двух ответах отмечается возрастание доли корпоративных продаж. Видимо, в этом и проявляется одна из текущих тенденций российского рынка печатающих устройств.

Домашним пользователям — Wi-Fi, а корпоративным — дуплекс!

Представляя свои новинки производители устройств печати, как правило, не только совершенствуют их характеристики, но и расширяют функционал. Для многих покупателей именно функциональные особенности модели (аппаратный дуплекс, поддержка наиболее популярных универсальных СУКП, автономная работа с USB-накопителями, взаимодействие с мобильными устройствами по протоколу Wi-Fi и т. д.) играют решающее значение. На что сегодня обращают внимание в первую очередь?

“Все зависит от сегмента, к которому устройство относится по производительности, — утверждает Дмитрий Купцов. — Например, в персональном сегменте критично наличие Wi-Fi, а в сегменте производительных машин Wi-Fi не нужен, но обязателен аппаратный дуплекс”.

С ним практически солидарна Юлия Смирнова: “Если коротко, то для розницы — это, безусловно, Wi-Fi, а для корпоративного сегмента — дуплекс, который появился даже в устройствах начального уровня”.

Аналогичного мнения придерживается и Рамис Мамедов: “Интерес вызывают устройства с наличием Wi-Fi, возможностью прямой и удаленной печати с мобильных устройств, наличием дуплекса”.

Пожалуй, комментарии к этим ответам излишни.

Расходные материалы

В совокупной стоимости владения печатающими устройствами затраты на расходные материалы зачастую превышают первоначальные расходы на устройства. Поэтому для вендоров и поставщиков устройств печати сегмент расходных материалов, в котором сегодня представлена не только их продукция (оригинальные расходные материалы), но и совместимая с нею продукция сторонних производителей, имеет принципиальное значение.

“Наша компания в большей степени специализируется на продажах самих устройств, рынка расходных материалов мы касаемся довольно опосредованно, поэтому за более развернутым ответом лучше обратиться к профильным компаниям, — сообщила Юлия Смирнова. — Тем не менее отмечу, что вендоры прикладывают серьезные усилия к продвижению оригинальных расходников на рынок. По всей видимости, их доля вырастет, но едва ли превзойдет объемы совместимой продукции”.

А вот что рассказал Сергей Данилов: “Интерес к совместимым расходным материалам устойчивый и растущий, постепенно рынок СРМ приобретает конкретные очертания и становится более понятным и доступным, особенно с выходом на российский рынок компании Ninestar со своим продуктом G&G. Уже сейчас большинство потребителей однозначно интересуются альтернативой в целом и совместимыми расходными материалами в частности. Колебания, конечно, вызывают качество и гарантия. Качество продукции G&G у нас сомнений не вызывает, поэтому мы и занялись этой продукцией, а трения с производителями печатающей техники по гарантии и ремонту во многом надуманы. Малоизвестно, но факт: использование СРМ никак не влияет на условия гарантии”.

Согласен с ним и Рамис Мамедов: “По причине низких цен на совместимые расходные материалы, их доля на рынке в нашей стране растет наиболее быстро. В наибольшей степени это касается лазерных устройств”.

Не секрет, что последние десять (а то и более) лет практически все производители печатающих устройств снижали цены на изделия этого класса, но поднимали цены на картриджи. Порой дело доходило до того, что цена персонального принтера становилась ниже цены комплекта картриджей для него. Однако напомним, что HP решила преломить эту тенденцию путем выпуска цветных струйных МФУ линейки Deskjet Ink Advantage. В России практически все семь моделей этой линейки доступны уже сейчас. Они отличаются друг от друга набором интерфейсов, скоростью и системой печати (используются либо раздельные, либо интегрированные картриджи), емкостью входного лотка, наличием функции факсимильного аппарата, а также типом дисплея и размером его экрана. Ну и внешним видом, разумеется. Вот только смогут ли МФУ этой линейки существенно повлиять на выбор пользователей при приобретении расходных материалов. Ответ на этот вопрос может дать только время.

Где рост? Где спад?

По мнению Сергея Данилова, “рынок печатающих устройств в нашей стране устойчивый и почти не меняется”. Однако не все придерживаются той же точки зрения. “Антирекорд по продажам демонстрируют недорогие струйные устройства с функцией только принтера, — отметила Юлия Смирнова. — Их вытесняют сравнимые по стоимости МФУ. Лидер роста — лазерные МФУ, причём все большим спросом пользуются скоростные (более 30 стр./мин) устройства”.

А вот что отмечает Рамис Мамедов: “Наиболее быстро спрос падает на домашние струйные принтеры формата A4. Сильный рост заметен в категории лазерных монохромных МФУ формата A4”.

Наиболее “многоразрезный” комментарий мы получили от Дмитрия Купцова. Он отметил, что в компании OCS максимальный рост продаж приходится на аппараты для СМБ (во многом за счет большого количества тендеров у федеральных заказчиков). В плане технологий максимальный рост продаж демонстрируют лазерные печатающие устройства. Если же рассматривать степень многофункциональности, то максимальный рост продаж приходится на МФУ типа “принтер – сканер – копир”. Он также отметил, что по количеству отображаемых цветов максимальный рост продаж приходится на цветные устройства, а по формату печати — на устройства формата А4.