НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Терминологическая неразбериха с концепциями управления корпоративной печатью

Концепция MDS, технология MDS, MDS-стратегия, MDS-решение, MDS-проект, MDS-партнер и тому подобные словосочетания были вчера не менее ста раз произнесены во время первого дня Первого российского MDS-форума, организованного компанией APT Distribution и собравшего около двухсот ИТ-специалистов из различных городов нашей страны. Но что кроется за аббревиатурой MDS, пока не очень понятной не только ИТ-пользователям, но и многим реселлерам, системным интеграторам и поставщикам ИТ-услуг?[spoiler]

Вот как определяет данный термин генеральный директор APT Distribution Елена Жуплатова: “MDS (Managed Document Services) -- инновационная стратегия построения бизнеса, в рамках которой традиционная роль поставщика оборудования печати трансформируется в значительно более важную роль единого центра компетенции по всем задачам управления печатью (копированием, сканированием), в роль консультанта и эксперта по оптимизации бизнес-процессов печати заказчика. MDS подразумевает возрастание доли услуг в общем объеме бизнеса поставщика, активное применение не только аппаратных, но и программных технических решений”.

Из этого весьма пространного определения можно сделать вывод, что MDS-партнеры – это поставщики ИТ-услуг, cвязанных с управлением корпоративной печатью.


Оценка, оптимизация, управление – краеугольные камни концепции MDS

Напомним, что IDC различает “Шесть видов ИТ-услуг”:

1) аутсорсинг (по итогам 2010 г., в мировом масштабе они составляют 40,6% от общего объема ИТ-услуг, оказываемых конечным пользователям);
2) системная интеграция (23,1%)
3) поддержка и внедрение информационных систем (21,3%);
4) разработка заказного ПО (6,2%);
5) ИТ-консалтинг (5%);
6) ИТ-обучение и тренинги (3,8%).

К какому из этих видов ИТ-услуг MDS-услуги всех ближе? Похоже, к услугам аутсорсинга. Ведь смысл MDS-услуг в том, что их поставщик не просто предлагает своим клиентам приобрести те или иные печатающие устройства (принтеры и/или МФУ), но берется за оптимизацию бизнес-процессов печати заказчика. Проще говоря – берет на себя ответственность за формирование оптимального парка печатающих устройств заказчика и поддержание этого парка в надлежащем состоянии (вплоть до своевременной замены комплектующих и формирования детальных отчетов о том, кто, что, сколько и когда печатал).

Но интересно отметить, что аналитики IDC термин MDS не употребляют. Однако у них есть три очень похожих термина (MPS, BPS и SPS), о существовании которых участникам MDS-форума напомнил ведущий аналитик, руководитель направления систем печати и документооборота IDC Russia Исмаил Белов. На мой взгляд, эти термины (см. ниже) значительно яснее и понятнее, чем термин MDS. К тому же они отражают ступени перехода классического корпоративного ИТ-реселлера к поставщику услуг, связанных с управлением корпоративной печатью.


Вот как IDC определяет термины MPS, BPS и SPS

Исмаил Белов поясняет: “Если доля MPS+BPS в России достигнет значений, характерных для Западной Европы, то потенциальная емкость российского рынка MPS/BPS составит около 360 млн. долл. в год”.

Для сравнения: согласно опубликованному в середине июля годовому отчету IDC “Russia IT Services 2011-2015 Forecast and 2010 Analysis”, в 2010 г. общий объём российского рынка ИТ-услуг составил 4,67 млрд. долл.

Можно предположить, что термины MPS (по некоторым сведениям, ему уже около 12 лет от роду) и MDS (возраст – примерно пять лет) по своему значению близки друг к другу. Однако свой дилерский форум компания APT Distribution назвала все же в честь MDS. Почему? Видимо потому, что эту аббревиатуру принято употреблять в компании Kyocera Mita, дистрибьютором которого APT Distribution является с момента своего рождения в 1999 г. Точнее говоря, с 1999 по 2006-й год APT Distribution была эксклюзивным дистрибьютором принтеров Kyocera, а с 2006 г. по настоящее время она является дистрибьютором всей линейки офисной техники Kyocera Mita.

В то же время термины MPS и MDS не являются синонимами. Поэтому перед ИТ-пользователями возникает вопрос, какую концепцию управления печатью лучше использовать в случае “полного аутсорсинга”звеньев поцесса печати документов: MPS или MDS? Как бы вы ответили на этот вопрос?

А ещё есть чисто программные системы управления корпоративной печатью: как фирменные (то есть работающие только с оборудованием определенного поставщика), так и универсальные. Примером последней является система MyQ, которая (по утверждению её разработчиков), ныне “понимает” 960 разновидностей печатающих устройств от 30 производителей. Именно эту систему Kyocera Mita (да и APT Distribution) рекомендует ИТ-пользователям. Впрочем, у Kyocera Mita (как и у некоторых других поставщиков печатающих устройств) есть и свои решения по управлению корпоративной печатью, дополняющие возможности MyQ.

Специалисты APT Distribution утверждают, что заказчик, взявший на вооружение MDS-стратегию, может снизить расходы на печать на 20, а то и 60%. При этом не надо путать расходы на печать со стоимостью отпечатков. По мнению аналитиков, они соотносятся друг с другом согласно принципу Парето, где стоимость расходных материалов, необходимых для распечатки документов, представляет собой лишь “вершину айсберга”. Однако методики таких расчетов – тема отдельного разговора.