По некоторым оценкам, в I квартале 2009 г. (Q1/2009) продажи ИТ-оборудования в России сократятся по сравнению с Q1/2008 на 50%. Казалось бы, говорить о росте продаж чего-либо сейчас просто неуместно. И тем не менее...

Согласно данным ЛИНЭКС (см. PC Week/RE, № 7/2009), темпы роста продаж ПО в России в течение минувшего года непрерывно падали: если в Q1/2008 они более чем на 35% превышали аналогичный показатель Q1/2007, то в Q2/2008 данное соотношение лишь немного превысило 25%, в Q3/2008 оно находилось между 15 и 20%, а в Q4/2008 — между 5 и 10%. При этом среднегодовой прирост продаж ПО в нашей стране (Y2008/2007) составил чуть менее 15%, в то время как годом ранее (Y2007/2006) он равнялся почти 40%. Но сегмент сегменту рознь. Так, динамика антивирусного сегмента отечественного ИТ-рынка* сильно отличается от динамики рынка в среднем. Поясним это примерами.

Из участников отечественного антивирусного рынка абсолютные объемы продаж называет только “Лаборатория Касперского” (ЛК). Да и то лишь с прошлого года (см. PC Week/RE, № 11/2008). Однако прежде чем рассматривать результаты работы ЛК в минувшем году, необходимо отметить, что “географическая карта” этой компании (она в общей сложности охватывает 37 стран) весьма своеобразна: Россия в ней “раскрашена” в один цвет с тремя закавказскими государствами — Азербайджаном, Арменией и Грузией. Этот регион наряду с другими странами СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки является частью более крупного региона ЕЕМЕА (по итогам 2008 г. на него в денежном выражении пришлось 25% продаж компании). Кроме того, на “географической карте” ЛК есть еще несколько крупных регионов: Западная Европа (51% продаж), Северная и Южная Америки (17%), Азиатско-Тихоокеанский регион (7%).

По словам управляющего директора ЛК в России и странах Закавказья Сергея Земкова, в 2008 г. в данном регионе компания, по предварительным оценкам, продала (в денежном выражении) на 80% больше продуктов антивирусной и контентной фильтрации (SCM), чем в 2007-м., и выручила 65 млн. долл. (конечным пользователям данные продукты, по подсчетам ЛК, обошлись в 100 млн. долл.**) А так как доля трех закавказских государств в этих продажах составляет не более 3%, то можно считать, что 80%-ный прирост продаж продуктов ЛК произошел не только в данном регионе в целом, но и в России.

При этом объем продаж персональных продуктов вырос на 150%, а прирост продаж бизнес-решений составил 45%. Г-н Земков также отмечает, что в прошлом году в его регионе более половины доходов (52%) пришлось на корпоративный сектор, а доля выручки от реализации персональных продуктов составила 48%. Первоначальная реализации персональных решений ЛК в 80% случаев происходила через традиционный розничный магазин, но обновление этих продуктов также в 80% случаев осуществлялось через Интернет. Разумеется, влияние кризиса сказалось и здесь: как известно, в первом полугодии 2008 г. общий прирост продаж продуктов ЛК в регионе “Россия и Закавказье” составил по отношению к первому полугодию 2007 г. 160%, т. е. был вдвое выше среднегодового показателя.

Неплохие цифры прироста продаж в России называет и петербургская компания Agnitum, продвигающая свои продукты под торговой маркой Outpost. Коммерческий директор этой компании Виталий Янко говорит: “В 2008 г. корпоративные продажи наших продуктов относительно соответствующего квартала 2007 г. увеличились (по количеству проданных лицензий) на 52, 146, 115 и 69% соответственно. Для домашних продуктов эти показатели составили 20, 1, 0 и 144%. В декабре нам очень помогла антикризисная новогодняя акция “Outspot пожизненно по цене одного года”. За 10 дней она принесла нам доход, недополученный в течение всего квартала. А январь нынешнего года она сделала самым прибыльным месяцем в истории компании! Нас очень выручают продажи через Интернет. За первый месяц 2009-го онлайн-канал продаж дал нам 35% дохода от онлайн-продаж за весь 2008 г. и 390% роста онлайн-продаж по отношению к январю 2008-го”.

Впрочем, и на планете в целом спрос на антивирусное ПО, несмотря на кризис, достаточно высок и демонстрирует хорошую динамику роста. “По предварительным оценкам, в 2008 г. мировые продажи ЛК увеличились на 78% и достигли 361 млн. долл., — говорит управляющий директор компании в регионе EEMEA, член совета директоров компании Гарри Кондаков. — При этом в Западной Европе данные продажи увеличились на 67%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона на 69%, в регионе EEMEA на 96%, а в Северной и Южной Америке на 100%”. Эти цифры говорят об успешно продолжающейся глобализации компании. Интересно отметить, что уже сейчас из 15 топ-менеджеров компании россиян лишь восемь.

Что ждет нас в будущем? “Первый квартал нынешнего года будет самым тяжелым, — считает Сергей Земков. — Государственные структуры разного уровня являются весьма значимыми потребителями антивирусного ПО, но окончательный государственный бюджет на 2009 г. еще не принят, и чиновники опасаются заключать договора на покупку антивирусного ПО или на продление соответствующих лицензий. Но во втором квартале этот процесс должен пойти”.

В будущем году определенный скачок спроса на антивирусное ПО даст “Закон о персональных данных” (ЗоПД, см. PC Week/RE, № 36/2008), который вступает в силу с 1 января 2010 г. “Согласно руководящим материалам ФАПСИ, системы обработки ПД всех четырех возможных классов (К1, K2, K3 и K4) в обязательном порядке должны оснащаться антивирусными средствами, — отмечает г-н Земков. — В ряде случаев эти средства должны иметь специальные сертификаты компетентных органов. Значительный рост спроса на сертифицированные антивирусные средства со стороны государственных и серьезных коммерческих структур мы ощущаем уже сегодня”.

Довольно оптимистично оценивает свой потенциал и компания “Доктор Веб”, совсем недавно (осенью прошлого года) вдвое увеличившая площадь своего московского офиса. Ее топ-менеджеры говорят: “За январь-февраль 2009 г. наши доходы выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. приблизительно на 30%. Такой же рост мы заложили в наши планы продаж на весь нынешний год”.

*Здесь и далее под антивирусным ПО понимаются продукты, защищающие пользователей не только от вирусов, но также и от хакерских атак и спама.

**В 2007 г. аналогичные показатели (см. PC Week/RE, № 11/2008) составляли у ЛК 35 и 62 млн. долл. соответственно. Таким образом, на уровень средней маржи в канале продаж компании (почти 50%) разразившийся кризис практически никак не повлиял.