Организации корпоративного уровня могут не только пользоваться всеми достоинствами решений с открытым исходным текстом -- модель Eclipse позволяет им вносить и свой вклад в эту область. Проекты Eclipse Swordfish, Tigerstripe, Open Financial Market Platform и Open System Engineering Environment основаны на разработках отдельных предприятий, опирающихся на свободное ПО.

Открытая модель становится все более зрелой, выходит за пределы независимых разработчиков ПО и проникает в корпоративную среду. Свидетельством тому руководители Eclipse Foundation считают новую тенденцию применения своей платформы, с помощью которой корпорации сами начинают разрабатывать исходные тексты для проектов на ее базе. Это означает, что потенциал и принципы мира открытых кодов наконец-то выходят на корпоративный уровень. Предприятия не только используют технологии открытых кодов в своих внутренних проектах, но и начинают передавать свои наработки сообществу, внося тем самым вклад в его развитие.

Исполнительный директор Eclipse Foundation Майк Милинкович уверен, что это делается не из одного только альтруизма, но и ради дальнейшего развития созданных на предприятиях технологий. Решение корпораций передать свои технологии в среду Eclipse открывает интересные перспективы. Ранее эта платформа была популярна лишь у независимых разработчиков ПО, которые могли выкладывать здесь коды на всеобщее обозрение и открывать доступ к своим проектам на базе технологий Eclipse. Однако делалось это главным образом в целях вывода новой продукции на рынок.

Когда обитаешь в мире Java, не имея в своем арсенале Eclipse или строя решения не на этой платформе, возникает множество проблем. Во избежание этого производители в массовом порядке переводят свои технологии на Eclipse. Теперь же, похоже, возможностями платформы заинтересовались и организации корпоративного уровня в надежде, что она поможет им выйти в мир открытых решений. По словам Милинковича, это направление, долгое время бывшее уделом лишь независимых разработчиков ПО, “отлично подходит” и для корпоративных проектов.

“Развитие здесь идет двумя основными путями, -- считает Милинкович. -- Во-первых, корпорации заинтересованы в налаживании сотрудничества с другими организациями по разработке открытых программ, которые помогают совершенствовать рабочие процессы. Тем самым они стараются в полной мере воспользоваться всеми достоинствами свободных приложений, включая их меритократичность и прозрачность, открытость и долгое последействие. Они рассматривают данное направление как способ дальнейшего развития технологии и создания новых условий для своей работы”.

Во-вторых, как уверен Милинкович, организации “используют открытый код для защиты своих ресурсов”. Иными словами, предлагая другим созданные ими решения, корпорации включают их в круговорот жизни за своими стенами.

Наглядным примером первого направления Милинкович считает проекты Eclipse Swordfish, Eclipse Open Financial Market Project и Eclipse Open System Engineering Environment, а второго -- проект Tigerstripe.

Создание открытой платформы для финансового рынка

Одной из первых ласточек стала немецкая Deutsche Post, предложившая свой код для проекта Swordfish. Согласно описанию на Web-странице Eclipse, целью является создание такой расширенной инфраструктуры SOA (service-oriented architecture -- сервисно-ориентированная архитектура), которую нетрудно было бы дополнять компонентами как с открытым кодом, так и коммерческими. Это могут быть реестры сервисов, системы обмена и обработки сообщений, механизмы наподобие BPEL (Business Process Execution Language -- язык исполнения бизнес-процессов). Итогом проекта должно стать появление на свет всеобъемлющей среды исполнения SOA с открытыми кодами на базе как уже принятых, так и перспективных стандартов.

Американская Boeing, со своей стороны, предложила решение, заложившее основу для проекта OSEE (Open System Engineering Environment -- открытая среда системной инженерии). Вот как он характеризуется на Web-сайте Eclipse: “OSEE нацелен на создание тесно интегрированной среды для поддержки рациональных инженерных решений. Интеграция производится на базе простой описываемой пользователем модели данных, обеспечивающей четкий двунаправленный контроль на всем протяжении жизненного цикла продукции, включая разработку архитектуры и конструирование, управление требованиями, реализацию, испытания и приемку”.

А вот исходные тексты банка Kauthing Bank положили начало проекту создания открытой платформы для финансового рынка Open Financial Market Platform, которой также посвящена страница на Web-сайте Eclipse. Цель проекта, как написано здесь, состоит в создании расширяемой компонентной платформы для финансового рынка, основанной на отраслевых бизнес-требованиях и самых современных технологиях.

Свой вклад в общее дело внесла и Cisco Systems, с открытой программы которой начался проект Eclipse Tigerstripe. Приведем еще одну цитату с Web-сайта Eclipse: “Tigerstripe представляет собой инфраструктуру модельной инженерии MDE ... с особым вниманием телекоммуникационной отрасли”.

Все перечисленные проекты опираются на платформу Eclipse и (за исключением Swordfish) строятся поверх технологии Eclipse. Что же касается Swordfish, то он, по словам Милинковича, переделывается сейчас под пакеты Eclipse Equinox OSGi (Open Services Gateway Initiative --инициатива открытого сервисного шлюза).

Милинкович ожидает, что такую тенденцию будет поддерживать все больше и больше предприятий, особенно по мере расширения круга используемых свободных приложений. “Вначале были только независимые разработчики ПО, но теперь аналогичный сценарий мы наблюдаем и в корпоративной среде, -- говорит он. -- Вот только это происходит с отставанием на 5--10 лет”.

Тем временем Eclipse Foundation недавно скорректировала требования к своим членам, что открыло путь в этот фонд организациям-потребителям. Пока же, если взглянуть на четыре перечисленные выше инициативы, членом Eclipse Foundation является только Cisco, которая влилась в ее ряды через несколько месяцев после передачи во всеобщее пользование кода OSEE. Присоединятся ли к фонду Eclipse другие три компании, и если да, то когда, Милинковичу пока не известно.