Вслед за оператором “МегаФон” компания МТС тоже запустила свою сотовую сеть третьего поколения в Санкт-Петербурге. Отрыв “МегаФона” в этом случае составил больше полугода — только в конце мая МТС смогла получить разрешение на коммерческую эксплуатацию сети 3G в Северной столице. При этом у двух компаний в сетях будут предоставляться весьма сходные услуги: основной упор для частных абонентов будет сделан на видеозвонок (за 4--5 рублей в минуту) и возможные online-игры (список неизвестен), а для корпоративных пользователей -- на скоростной доступ в Интернет (со скоростью 600--800 кбит/с в загруженной сети; стоимость — от 1,5 руб. за 1 Мб данных). Планируется, что до конца 2008 года спектр сервисов будет расширен за счет мобильного телевидения, 3G-роуминга и ряда других услуг.

Отметим, что для корпоративных пользователей у МТС приготовлены тарифные предложения “МТС Коннект” — PCMCIA-карты и USB-модемы от компании Huawei. В ближайшее время ожидаются новые мобильные модемы от AnyData, а также гибридные хотспоты, поддерживающие протоколы HSPA и Wi-Fi, предназначенные для беспроводного доступа в Интернет, которым смогут пользоваться небольшие рабочие группы из трех-четырех человек (об аналогичных устройствах для сети “Скай Линк” мы — уже писали. В МТС полагают, что к 2011 году рынок мобильного широкополосного интернет-доступа в России составит не меньше 4,5 млрд. долл., и хотят контролировать как минимум одну его треть.

Тотальное покрытие Санкт-Петербурга сетью 3G только планируется. “Построение сети 3G не является заменой сетей второго поколения, скорее это точечное внедрение, создание очагов высокоскоростного доступа именно там, где нужно нашим абонентам”, — пояснил Вячеслав Николаев, заместитель директора бизнес-единицы “МТС Россия”. Пока в Санкт-Петербурге действуют отдельные “острова”, на территории которых можно получить все новые услуги. Судя по интерактивным картам, размещенным на веб-сайтах операторов (как “МегаФона”, так и МТС), у каждой компании полностью покрыт исторический центр города и деловые кварталы. Но за их пределами мобильный телефон или модем переключается в сеть 2,5G с соответствующими скоростями передачи информации по протоколам GPRS/EDGE в беспроводной сети. В настоящий момент у двух компаний до полутора сотен базовых станций (как старые позиции, так и новые точки, смонтированные специально для сети 3G) оснащены передатчиками, позволяющими им работать в сетях третьего поколения. Тотальное покрытие города будет возможно при 500--600 таких позиций для каждой компании. Это будет сделано к концу 2008 года.

Отметим, что в ближайшее время количество городов, где будут запущены новые сети, расширится: 28 мая МТС получила разрешение на коммерческую эксплуатацию сети в Казани. В ближайшие дни ожидается запуск в Сочи и Екатеринбурге — сети там построены, сданы регулирующим органам и ожидают аналогичного разрешения на запуск (тотального покрытия городов тоже пока нет). Вместе с этим Вячеслав Николаев заявляет вполне амбициозные планы на будущее: до конца 2008 года 3G-сети будут запущены еще в десяти городах России, в 2009-м география новых технологий будет расширена на территории приблизительно 24--27 городов, а в 2010-м МТС будет предоставлять услуги связи третьего поколения более чем в 80 городах Российской Федерации.

Между тем во время строительства сотовых сетей 3G операторам “большой тройки”, которые получили соответствующие лицензии в апреле прошлого года, предстоит столкнуться с рядом проблем. Во-первых, крайне слаба чувствительность 3G-сети внутри помещений. На программу адресного улучшения покрытия сотовой связи для сетей 2--2,5G в крупных городах было израсходовано как минимум десять лет и сотни миллионов долларов. Для сетей 3G все надо начинать сначала. При этом спасти ситуацию могли бы так называемые “фемосоты” — миниатюрные базовые станции со сниженной мощностью сигнала, которые инсталлируются в помещениях и обмениваются с базовой сетью оператора мобильной связи по каналу проводной связи, а с пользователями — по радиоэфиру, поддерживая весь функционал мобильной сети. Но о сколь-нибудь масштабной программе по монтажу таких устройств пока речи нет.

Во-вторых, производителями так и не решена ситуация с емкими аккумуляторами для современных смартфонов и коммуникаторов. Без сомнения, это весьма функциональные устройства, сочетающие в себе телефон, миниатюрный компьютер, фотоаппарат и плейер. Они могут проигрывать видео, обеспечивают двустороннюю видеосвязь. Но без подзарядки они работают только пять-шесть часов. Операторы мобильной связи пропагандируют такую услугу, как видеовызов. Но если энергозатраты на этот сервис (как, впрочем, и на самую банальную передачу трафика) хотя бы равны затратам на обычный “голосовой” звонок, мы упираемся в тот же самый предел использования устройств. Фактически тонкий клиент, постоянно и незримо связывающий нас с миром глобальной сети, еще не появился.

В-третьих, абсолютно неясным остается методика действия контент-провайдеров, существующих сейчас в России, в новой цифровой реальности. Без сомнения, от элементарных черно-белых картинок поставщики контента перешли на более высокий мультимедийный уровень: теперь все желающие могут получать не только картинки, но и целые фильмы, игровые и информационно-развлекательные сервисы. Однако поставщикам придётся вкладывать финансовые средства в производство оригинального контента. Скорее всего количество таких компаний существенно сократится. Уже в скором времени провайдеры мобильной связи, без сомнения, начнут более жестко контролировать рынок, используя контент-провайдеров не как независимых партнёров, а как аутсорсинговых поставщиков, выполняющих четко поставленные задачи с заранее обозначенным уровнем прибыли.