По некоторым данным, на российском рынке систем автоматизации ресторанного бизнеса активно и профессионально действуют от пяти до десяти игроков. В ИТ-сообществе самым известным и раскрученным игроком этого рынка является, пожалуй, компания “1С-Рарус” c её продуктами “1С-Рарус: Управление рестораном”, “1С-Рарус: Общепит”, “1С-Рарус: Ресторан+Бар+Кафе” и т. д. Тем не менее, свободного места на данном рынке ещё много. Ряд экспертов утверждает, что из примерно 30 тыс. отечественных ресторанов автоматизированы не более половины. Эти же эксперты сходятся во мнении, что к 2012 г. количество ресторанов в нашей стране удвоится. И это при том, что из вновь открытых ресторанов и кафе выживут далеко не все.

Надо полагать, именно эти данные и мнения подвигли Давида Яна, выпускника факультета общей и прикладной физики Московского физико-технического института, председателя совета директоров и одного из основателей группы ABBYY, а также совладельца клубов-ресторанов FAQ-Cafe и ArteFAQ, стать соучредителем компании iiko (читается “айко”), занявшейся разработкой одноимённой системы управления ресторанным бизнеса. Мы не будем подробно рассматривать функционал этой системы (она рассчитана как на управление маленькими кафе, так и на крупные ресторанные сети), а лишь перечислим несколько модулей данного продукта (в скобках “в телеграфном стиле” указано, что этот модуль автоматизирует): ·

  • iikoResto (станция официанта, касса, резервы, банкеты, кухня, музыка); ·
  • iikoOperations&Finance (склад, производство, управленческий и финансовый учет, отчётность); ·
  • iikoPersonnel (зарплата, график работы сотрудников, персональный отчёт о продажах); ·
  • iikoVideoSecurity (видеонаблюдение, интегрированное со всеми действиями персонала); ·
  • iikoChain (автоматизация производственно-распределительных комплексов, централизованное управление закупками, производством, финансами и персоналом); ·
  • iikoCRM (клубные и скидочные карты, связь с клиентами) и т. д.

В апреле было объявлено о том, что модули системы iiko будут поэтапно внедряться в сети ресторанов компании “Г.М.Р. Планета Гостеприимства”, возглавляемой Мерабом Елашвили и работающей под такими брендами, как “Сбарро”, “Восточный Базар”, “Баш на Баш”, “Виаджио”. Ныне эта сеть объединяет 170 ресторанов различных концепций в 30 городах России, Украины, Казахстана и Чехии.

Предполагается, что автоматизация сетей “Восточный Базар” и “Баш на Баш” завершится в сентябре 2008 г. Затем придёт черёд других сетей. “Решение руководства компании “Г.М.Р. Планета Гостеприимства” перевести все свои рестораны на iiko — очень важное для нас событие, — отмечает генеральный директор iiko Владимир Можаев. — Это амбициозная и масштабная задача”.

“Когда три года назад мы начинали проект iiko, то уже знали, каким должен быть продукт, — продолжает Давид Ян. — Но мы недооценивали потребности рынка. Ресторанный бизнес в России развивается огромными темпами и в ближайшие пять лет в нашей стране появится более 35 тыс. новых ресторанов. Все они требуют автоматизации на базе современных технологий. Работать по старинке — значит, терять деньги, скорость и качество обслуживания”.

Перспективы нового продукта оценили инвесторы. Так например, региональный венчурный фонд компании “Тройка Диалог” в Татарстане инвестировал в развитие компании iiko несколько миллионов долларов (сколько именно, не уточняется). В марте 2008 г. в казанском технопарке “Идея” был открыт офис компании iiko, там формируется коллектив программистов и менеджеров, готовых развивать продукт и заниматься продажами.

“Мы рассматриваем сотни проектов, выбирая из них только те, будущий успех которых вызывает наименьшие сомнения, — говорит директор регионального венчурного фонда компании “Тройки Диалог” Артем Юхин. — К сожалению, в нашей стране мало проектов, удачно реализованных на международном уровне. Давид Ян — один из самых успешных бизнесменов. Он точно чувствует время, потребности рынка, увлекается сам и собирает вокруг себя профессиональную и творческую команду, он умеет делать сложные вещи простыми”. К 2012 г. компания iiko планирует захватить около 50% российского рынка ресторанных систем и иметь значительные продажи в Европе и США.

В нашей стране главным конкурентом iiko Давид Ян считает систему R-Keeper, созданную компанией UCS и позволяющую автоматизировать деятельность ресторанов, кафе, баров и предприятий быстрого обслуживания (FastFood). Разработчики этой системы утверждают, что к концу 2007 г. она была установлена и успешно функционировала более чем в 11 тыс. ресторанов, кафе, предприятиях типа FastFood и т. д. Причём не только отечественных. Здесь надо заметить, что фирма UCS была создана в 1992 г. выпускниками кафедры инженерной кибернетики Московского института стали и сплавов по специальности “Прикладная математика”. То есть в прошлом году она отметила своё 15-летие. Любопытно, какие результаты покажет за такой же срок деятельности компания iiko. Будем с интересом наблюдать за развитием событий и конкуренцией между бывшими физиками и математиками, обратившими свои взоры на сферу общественного питания.