Подводя итоги первых пяти лет работы компании “i2 СНГ” на отечественном рынке, ее генеральный директор Игорь Карпачев выразил уверенность в том, что поставленная в 2003 г. задача завоевания 60% российского рынка SCM сегодня успешно решена. Впрочем, он тут же добавил, что поскольку независимых исследований этого рынка попросту нет, они опирались на собственные оценки его объема. С самого начала компания позиционировала себя как узкоспециализированного поставщика решений для оптимизации цепочек поставок, и за первые два года ей удалось сформировать команду, нарастить клиентскую базу и выйти на безубыточный режим работы. По словам г-на Карпачева, в период с 2005-го по 2007-й среднегодовые темпы ее роста составляли около 30%, а число выполненных проектов превысило пятьдесят. Среди клиентов “i2 СНГ” такие известные компании, как “Балтика”, “Русал”, “Северсталь”, “Мечел”, “Пятерочка”, СУЭК, ОМК и “Евросеть”.

Напомним, что в момент учреждения “i2 СНГ” руководители компании заявляли о том, что она является представительством — одного из лидеров мирового рынка систем SCM i2 Technologies . Последующий ход событий давал множество поводов усомниться в наличии у нее этого статуса. Наряду с решениями i2 Technologies компания предлагала и популярную систему управления складом EXceed WMS совсем другого вендора (сегодня она принадлежит корпорации Infor Business Solutions). Более того, из-за высокого спроса именно на эти решения проекты на основе EXceed WMS (в настоящее время Infor WMS) приносят “i2 СНГ” около 50% ее доходов. В последние годы предлагаемая компанией продуктовая линейка еще более расширилась за счет решений таких вендоров, как Supply Chain Consultants, Aldata, River Logic и Made4Net. Сегодня Игорь Карпачев, которого я попросил прояснить ситуацию, заявляет о том, что “i2 СНГ” является представительством i2 Technologies де-факто.

По-видимому, более правильно было бы говорить о статусе эксклюзивного дистрибьютора. В его рамках “i2 СНГ” строит местную партнерскую сеть, в которую входит сегодня более двадцати фирм (из них активно работают около десятка). Довольно странно, что партнеры второго уровня есть у нее и по продуктам Infor. В России у этой компании имеется собственное представительство, и казалось бы местные фирмы могли бы заключать подобные соглашения непосредственно с вендором. Как пояснил нам глава представительства Infor Дмитрий Мартынов, у отечественных компаний в этом плане есть свобода выбора, а то, что они становятся партнерами “i2 СНГ”, объясняется высоким качеством предоставляемой ею технической поддержки локализованной силами “i2 СНГ” версии продукта Infor WMS. Тем не менее, российские ИТ-компании не должны испытывать в этом плане каких-либо ограничений, поскольку права собственности на локализованную версию принадлежат не “i2 СНГ”, а Infor.

Для выполнения ответственных проектов у крупных заказчиков “i2 СНГ” может привлекать видных SCM-экспертов из США, Великобритании, Франции, Германии, Голландии и Австралии. При этом руководителем проектной команды, а она обычно состоит из трёх-пяти специалистов, всегда является менеджер из “i2 СНГ”. Существенно снизить стоимость проекта и сроки его выполнения помогают так называемые индустриальные шаблоны складской логистики для 3PL-операторов и розничных сетей, построенные специалистами “i2 СНГ”. Они позволяют заказчику сразу приступить к работе, проводя по мере необходимости дополнительную настройку системы.

Игорь Карпачев посетовал на то, что очень часто клиенты не разрешают им обнародовать более конкретные сведения о выполняемых проектах. Если эта традиция будет продолжаться и дальше, то судить о состоянии местного рынка SCM нам придется только по косвенным признакам. Но тогда не нужно удивляться, если еще один или несколько его игроков заявят о своей 60%-ной доле.