SCM

До последнего времени из поставщиков систем корпоративного управления только две компании первого ряда демонстративно не рассматривали Россию и ее ИТ-рынок как достойную точку приложения своих маркетинговых усилий. Одна из них - PeopleSoft - формально обозначила свое присутствие здесь, купив в прошлом году конкурента J.D. Edwards, интересы которого в нашей стране представлял московский офис фирмы Robertson & Blums. Вторая - i2 Technologies (www.i2.com) - открыла свое представительство в странах СНГ в феврале.

Игорь Карпачев: "Через два года i2

захватит 60% российского рынка SCM"

Эта компания со штаб-квартирой в Далласе была создана в 1988 г. (сначала она называлась Intellection) двумя частными лицами - Кеном Шармой и Сандживом Сидху. Последний занимает сегодня посты исполнительного директора и председателя совета директоров. Все прошедшие годы i2 предлагала продукты и услуги, которые сегодня относят к области управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM), и стала признанным лидером данного сегмента рынка. Разработки и исследования ведутся в подразделениях компании, расположенных в США, Канаде, Финляндии, Японии и Индии. Любопытно, что из ее 2400 сотрудников более 1000 работают в Индии.

Объясняя, почему i2 пришла в Россию именно сейчас, генеральный директор "i2 СНГ" (www.i2cis.ru) Игорь Карпачев, в частности, уверенно заявил, что местный рынок SCM крайне молод (ему всего год) и еще практически не поделен. Поскольку "i2 СНГ" до получения статуса представительства проработала в нашей стране как раз около года, по-видимому, подразумевается, что до появления здесь i2 о SCM-решениях никто не имел внятного представления. И это при том, что все крупные западные поставщики ERP-систем (SAP, Oracle, Microsoft Business Solutions и т. д.) и их российские коллеги на протяжении многих лет предлагают своим заказчикам модули и подсистемы, автоматизирующие SCM-процессы.

Вероятно, продукты i2 способны делать нечто большее, но компании, объявившей о своих претензиях на российский рынок SCM только сейчас (ею поставлена цель за два года добиться на нем доли в 60%), придется затратить немало усилий, чтобы донести свои идеи до широких клиентских масс, убежденных в том, что функциональность SCM они уже один раз получили, купив дополнительный модуль к своей ERP-системе у ее поставщика. Сегодня очевидно, что ключевым словом, отличающим, по мнению вендора, решения i2 от конкурирующих продуктов, является оптимизация. Это означает, что его решения способны не только управлять цепочками поставок на самом современном уровне, но и оптимизировать соответствующие бизнес-процессы. Речь идет об оптимизации закупок, производства, сбыта готовой продукции, логистики, доходов и прибыли.

При первом знакомстве с продуктами i2 возникает еще один немаловажный вопрос: каковы должны быть масштабы бизнеса, чтобы применение подобных инструментов было оправданно? Когда в маркетинговых материалах с понятной гордостью сообщается, что решения i2 используются десятью крупнейшими компаниями, возглавляющими список Fortune 100, и перечисляются успешные проекты в таких гигантах, как General Motors, Coca-Cola, Nippon Steel, Intel, NEC, Dell, FedEx и UPS, закрадывается подозрение, что в России заказчиков подобного масштаба найти будет очень непросто. Московскому офису i2 крайне важно показать первые успешные примеры внедрения своих решений на российских предприятиях.

По словам г-на Карпачева, такие проекты ведутся на ряде металлургических предприятий и розничных торговых сетей. Назвать конкретных заказчиков директор "i2 СНГ" отказался, отметив, что три проекта уже завершены. В арсенале i2 имеется 14 отраслевых решений, но в России предполагается использовать только четыре из них в отраслях, признанных наиболее приоритетными: металлургии, производстве товаров широкого потребления, розничной торговле и нефтегазовой промышленности.

Руководство "i2 СНГ" заявило о намерении работать в тесном взаимодействии с бизнес-партнерами, роль которых понимается весьма широко. Это могут быть и системные интеграторы, приглашающие "i2 СНГ" в качестве субподрядчика, и консультанты, внедряющие решения i2 после того как купят лицензии на ПО и услуги технической поддержки у российского представительства компании. Иными словами, вполне возможны ситуации, когда "i2 СНГ" будет вступать в конкуренцию с собственными партнерами. Пока что ни одного партнера в России у компании нет, и все упомянутые выше проекты выполнены ее собственными силами.

Конечно же интерес i2 к нашей стране в значительной степени объясняется устойчивым экономическим ростом и активным спросом на системы корпоративного управления. По данным аналитической фирмы Gartner, рынок SCM в Центральной и Восточной Европе за год увеличился на 10%. В i2 полагают, что в России в 2004 г. его объем вырастет на 15%. А вот в общемировом масштабе спрос на SCM-системы после случившегося в 2000 г. обвала Интернет-экономики постоянно снижался, и первые признаки оздоровления в этом сегменте рынка ожидаются только в нынешнем году. Столь глубокий кризис не мог не отразиться и на i2. В опубликованном ею финансовом отчете сообщается, что годовой доход снизился с 908 млн. долл. в 2002 г. до 495 млн. долл. в 2003-м. Тем не менее компании удалось получить 45 млн. долл. чистой прибыли, что на фоне прошлогодних убытков в объеме 899 млн. долл. внушает надежды на скорое выздоровление. В какой-то мере ему, скорее всего, будет способствовать и начавшаяся деятельность i2 в странах СНГ.

Версия для печати