Поглощение крупной международной компанией своего более мелкого собрата для российского рынка нередко имеет одно несомненно положительное следствие: поскольку почти все серьёзные игроки уже открыли представительства в нашей стране, отечественным заказчикам становятся доступными продукты поглощенной фирмы, ранее здесь никогда не предлагавшиеся. На российском рынке систем управления контентом (Enterprise Content Management, ECM) такая ситуация возникла после покупки в прошлом году корпорацией Oracle одного из ведущих ECM-вендоров — компании Stellent (см. PC Week/RE, № 43/2006). Противоположный пример дает нам другое прошлогоднее слияние на том же рынке ECM. Имевшая российское представительство фирма Hummingbird была поглощена компанией OpenText (см. PC Week/RE, № 31/2006), в результате чего продукты последней (а она, по данным Gartner, занимает на мировом рынке ECM вторую позицию) пришли и в нашу страну. Впрочем, этого могло и не произойти, если бы руководство OpenText не увидело достаточного потенциала у бывшего российского офиса Hummingbird. Как рассказал приехавший в Москву вице-президент OpenText Джованни Евангелисти, именно он отстаивал идею создания российского представительства OpenText на его основе. И вот новый офис объявил о начале своей активной работы.

По словам его генерального директора Алексея Ханжина, в России вся коммерческая деятельность, включая продажи лицензий и проектный консалтинг, будет осуществляться исключительно через партнеров. Таковых сегодня пятнадцать, и все они — бывшие партнеры Hummingbird, согласившиеся продвигать также и продукты OpenText. В арсенале OpenText целое семейство решений Livelink ECM для фиксации контента, его архивирования и поиска, а также средства для коллективной работы с документами, выполнения бизнес-процессов и контроля за соблюдением требований регулирующих органов. На первых порах основное внимание планируется уделить работе с заказчиками из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины и Казахстана, поскольку именно там имеется налаженная партнерская сеть (в нее, в частности, входят “Би-Эй-Си”, BCC, i-Teco, Terralink, Verysell). Одновременно начнется поиск новых партнеров, причем, как заявил г-н Ханжин, предпочтение будет отдаваться крупным системным интеграторам и консалтинговым компаниям, ведущим комплексные проекты по построению корпоративных информационных систем. Учитывая тесную интеграцию продуктов OpenText с ERP-системой SAP (у 60% ее клиентов инсталлированы бизнес-приложения SAP), следует ожидать, что в первую очередь предложение получат ведущие российские партнеры SAP. Только что заключено первое соглашение такого рода с группой ИКТ.

Сильные позиции OpenText на мировом рынке в немалой степени обусловлены наличием у нее множества решений, учитывающих специфику документооборота самых разных отраслей. Очевидно, что отраслевая специфика в каждой стране имеет еще и свои национальные особенности. Как утверждает Алексей Ханжин, локализация продуктов OpenText, которая будет завершена к концу нынешнего года, отвечает всем общегосударственным стандартам Российской Федерации. Решения Hummingbird, локализованные несколько лет назад, будут по-прежнему поддерживаться и предлагаться клиентам. Представители OpenText полагают, что они будут пользоваться спросом на предприятиях СМБ и в отдельных вертикальных сегментах (юридические организации, госсектор).

Джованни Евангелисти убежден, что у российского рынка ECM огромный потенциал, а потому он рассчитывает на 40%-ный рост оборотов OpenText в нашей стране в ближайшие годы. Да и на мировом рынке этот вендор ставит перед собой весьма амбициозные цели: ежегодный 20%-ный рост (в то время как, согласно Gartner, темпы в этом сегменте до 2011 г. не превысят 13%) и выход в ближайшей перспективе на уровень годового дохода в 1 млрд. долл. (в 2007 г. он составил 596 млн. долл.). Поскольку вряд ли этого можно добиться только за счет органического роста, руководство компании, по-видимому, имеет определенные планы по покупке других игроков сегмента ECM. Впрочем, учитывая наметившуюся в прошлом году тенденцию к консолидации мирового рынка систем управления контентом, которая выразилась в покупке всех его основных участников (за исключением OpenText) такими гигантами ИТ-отрасли, как IBM, EMC и Oracle, нельзя исключать и другой возможный сценарий. Сама OpenText может быть куплена кем-то. В силу отмеченной выше тесной интеграции продуктов этой компании с ERP-системой SAP, наиболее вероятным таким покупателем следует считать мирового гиганта в области ERP. И хотя сама SAP не устает подчеркивать свою приверженность модели органического роста, ее недавняя покупка лидера сегмента BI — компании Business Objects — говорит о том, что подобный ход событий вполне вероятен.