Вице-президент по ИТ рассказывает о принципах, на основе которых осуществляется перестройка технологии компании IHOP

В 2003 г., когда Патрик Пиччининно переступил порог компании IHOP, у него был дальний прицел — переход на Linux + снижение расходов.

Пиччининно является вице-президентом по ИТ сети ресторанов со штаб-квартирой в г. Глендейле, шт. Калифорния. Недавно он принял корреспондента eWeek Брайана Принса и рассказал о своей роли в переходе компании на Linux и о структуре центра обработки данных IHOP, который на 65% состоит из компьютеров под управлением Linux и на 35% — из систем с Windows.

Кроме того, Пиччининно поведал о роли ИТ в планах IHOP, касающихся приобретения других компаний, о меняющейся роли руководителя информационной службы и о важности повышенного внимания к сопряженным с перестройкой работы инициативам, которые позволяют развивать бизнес.

eWeek: Как изменилась роль руководителя ИТ-подразделения?

Патрик Пиччининно: Раньше руководители информационных служб вынуждены были доказывать важность информационных технологий для бизнеса, но теперь они становятся элементом корпоративной стратегии. ИТ-директора входят в состав управляющих органов и на равных сотрудничают с исполнительными директорами и другими топ-менеджерами.

Я считаю, что руководителям информационных служб следует не замыкаться на технических вопросах, а сконцентрироваться на обеспечении успеха бизнеса. При этом нужно уделять особое внимание инициативам, связанным с перестройкой работы. Здесь эти руководители способны помочь своим компаниям внедрить такие платформы и системы и наладить процессы, которые, по их убеждению, позволят достичь желаемого результата в бизнесе. Но дискуссии на эту тему не могут играть никакой роли. Я хочу сказать, что нашим руководителям нет необходимости вникать, будут ли информационная инфраструктура или процессы достаточно масштабируемыми или гибкими, чтобы соответствовать изменениям в стратегии бизнеса.

Приведу пример из практики. Разрабатывая свою стратегию интеграции, мы прошли примерно половину дистанции. Недавно наша корпорация заявила о намерении приобрести компанию Applebee’s, у которой примерно 2000 ресторанов. Для нас, работающих в области ИТ, на протяжении последних нескольких лет одной из главных задач в области интеграции является построение широкомасштабируемой и гибкой архитектуры, которая предоставит нам возможность подключить самые разнообразные системы и вычислительные среды к своему центру обработки данных и к нашей системе приложений.

“Большинство компаний не могут сохранить конкурентоспособность без повышения эффективности своей работы и совершенствования инструментов бизнес-интеллекта”.

Я знаю, что наша вычислительная среда и те способы, которыми мы ее создавали, обеспечивают нам гибкость, позволяющую купить компанию стоимостью 2 млрд. долл., что мы и сделали. И они также помогают нам снизить затраты на интеграцию ИТ-инфраструктуры приобретенной организации, встроив ее в архитектуру нашей информационной системы. Потому что последняя в общем и целом соответствует потребностям корпорации, оптимизирована с точки зрения затрат, масштабируется в широких пределах, обеспечивает сокращение общей стоимости владения при низких расходах на аппаратное обеспечение и обслуживание. С моей точки зрения, это служит подтверждением того, что действия руководителя информационной службы действительно стали одним из факторов достижения наших стратегических целей. Его деятельность позволяет быстро ассимилировать и интегрировать приобретенные организации. Поэтому мы весьма гордимся созданной нами вычислительной средой.

eWeek: Чем обусловлено более широкое вовлечение ИТ-директоров в процесс принятия решений, затрагивающих корпоративную стратегию и управление компаниями?

П. П.: Эти изменения стали происходить быстрее ввиду необходимости интеграции и зависимости бизнеса от технологий. Большинство компаний не могут сохранить конкурентоспособность без повышения эффективности своей работы и совершенствования инструментов бизнес-интеллекта для облегчения доступа к данным. Кроме того, закон Сарбейнса-Оксли общие правила обеспечения безопасности и эффективности компьютерных систем и операций (General Computing Controls) выдвинули управление информацией и связанными с этим рисками на первый план. Без обсуждения с ИТ-директорами принимаемые решения могут оказаться далеко не оптимальными и даже привести к снижению эффективности бизнеса.

eWeek: Вы упомянули о важности гибкой архитектуры, которая позволяет вам купить и интегрировать такую фирму, как Applebee’s. С точки зрения стратегии как вам удалось создать и поддерживать эту инфраструктуру?

П. П.: При создании и поддержании гибкой архитектуры мы руководствуемся несколькими принципами. Мы стремимся сделать все серверы виртуальными, применяя продукты компании VMware. Используем только блейд-серверы на процессорах Intel. И везде, где это возможно, устанавливаем ПО с открытым исходным кодом на компьютерах под управлением Linux. Наши технические решения преследуют цель свести к минимуму требования, предъявляемые к ЦОДу. Они должны соответствовать закону Мура, согласно которому производительность компьютерных систем обратно пропорциональна занимаемой ими площади. В них используется открытое инновационное ПО, работающее на недорогих машинах. При этом уменьшается потребность в физическом пространстве и достигаются большая вычислительная мощность и масштабируемость.

Наша ключевая стратегия, виртуализация, позволила IHOP более чем на 30% сократить требуемое физическое пространство и потребление электроэнергии при увеличении вычислительной мощности на 50% в масштабах корпорации.

eWeek: Когда появляются инициативы, диктующие необходимость перестройки работы, как вам удается убедить руководство компании пойти на крупные затраты, которые часто неизбежны при подобных изменениях? Вы всегда обсуждаете только финансовую сторону дела?

П. П.: Это всегда является хорошим исходным пунктом для обсуждения. Однако стратегические последствия таких решений помогают наращивать масштабируемую и гибкую архитектуру. Если придерживаться перечисленных выше принципов, то способность ИТ-подразделения удовлетворять потребности будущих стратегий и нужды бизнеса будет больше зависеть от мощности виртуальных машин и технического прогресса, чем от производительности физических систем. В этом случае уже нет нужды в крупных капиталовложениях.

eWeek: Давайте поговорим о переходе на Linux. Какую систему Linux вы используете?

П. П.: Мы взяли на вооружение Red Hat Linux. Когда я пришел в IHOP, мы фактически с нуля приступили к разработке проекта создания центра обработки данных. Мы пытались спроектировать такой ЦОД, который позволил бы нам удерживать общую стоимость владения на очень низком уровне и при этом обеспечивал в долгосрочном плане значительную гибкость за счет использования стандартного аппаратного и программного обеспечения. Мы привлекли к этому делу множество людей, с некоторыми из них мы уже работали прежде. Они хорошо разбирались в работе компьютеров под управлением Linux.

“Виртуализация позволила IHOP сократить требуемое физическое пространство и потребление электроэнергии более чем на 30%”.

Это было в 2003 г., когда пресса весьма положительно отзывалась о Linux. Помимо проектирования ЦОДа мы изучали возможности поставщиков систем ERP, чтобы заполнить бреши в нашей инфраструктуре приложений. В то время мы работали с Oracle и рассматривали предложения некоторых других производителей.

Продвигая свое предложение, Oracle пригласила нас посетить ее ЦОД в г. Остине, шт. Техас, к услугам которого можно обращаться по мере необходимости. Мы туда съездили. Было очень интересно увидеть целый этаж, занятый серверами Dell под управлением Linux. Думаю, тогда всем нам в IHOP стало совершенно очевидно, что такова стратегия Oracle.

Было довольно забавно увидеть, что где-то в углу стоит одинокий сервер Sun E10K. Он смотрелся так, словно его отодвинули в сторонку лишь для того, чтобы он по-прежнему обеспечивал работу кого-то из клиентов ЦОДа, настаивавшего на использовании Sun Solaris. Все остальные компьютеры там работали под Linux. Для нас это стало решающим аргументом в пользу подобного решения.

eWeek: Я читал, что в результате перехода с Unix на Linux вы сократили расходы на 20%.

П. П.: Думаю, вы имеете в виду сокращение расходов по сравнению с имевшимся у нас контрактом на техническую поддержку Red Hat Linux после перехода на Oracle Unbreakable Linux, который мы завершили восемь или девять месяцев назад. Если же говорить об общей стоимости владения Linux по сравнению с традиционным решением на базе Unix, то мы ее не подсчитывали. Правда, периодически мы изучали сметы расходов на создание ЦОДа в соответствии с осуществлявшимися нами ранее проектами. И мы считаем, что на строительство данного конкретного ЦОДа мы затратили, вероятно, 1/5 тех средств, которые потребовались бы для его оснащения традиционно использовавшимися машинами под управлением Sun Solaris при равной вычислительной мощности. Надо еще учесть более высокую покупательную способность доллара в 2003 г.

eWeek: С какими проблемами вы столкнулись? С теми, появления которых вы ожидали?

П. П.: Мне кажется, мы были приятно удивлены, насколько гладко все прошло. При использовании основанной на стандартах ОС вроде Linux, системы с открытым исходным кодом, имелись некоторые опасения. Они были связаны с тем, что в действительности мы не имели большого опыта работы с такими производителями, как Dell и Oracle. Не было и четкого понимания, как они будут осуществлять техническую поддержку нашей новой вычислительной среды. Но у всех нас вызвало большое удивление то, как легко и просто всё прошло. Всякие кошмарные ситуации, рождавшиеся в нашем воображении в связи с использованием такой ОС с открытым исходным кодом, как Linux, и с тем, смогут ли поставщики продуктов корпоративного класса обеспечить должный уровень технической поддержки, улетучились довольно быстро. Мы добились больших успехов.

Рекомендации IHOP, позволяющие снизить расходы на ИТ

Направления деятельности

  • Виртуализация
  • Применение блейд-серверов
  • Использование открытого ПО на Linux везде, где только возможно

Вице-президент IHOP Патрик Пиччининно считает, что такая стратегия обеспечила расширение масштабируемой и гибкой архитектуры. Например, виртуализация, ключевая стратегия IHOP, позволила более сократить требуемое физическое пространство и потребление электроэнергии при увеличении вычислительной мощности на 50%.

Кроме того, мы не просто начали использовать новый пакет Oracle E-Business Suite под управлением Linux, но и осуществили миграцию многих унаследованных приложений, включая Lawson ERP. Мы применяем отдельные элементы пакета Oracle E-Business Suite, но по-прежнему управляем финансами, расчетом зарплаты и работой с кадрами с помощью системы Lawson.

Но даже продолжая использовать Lawson в качестве базовой системы, мы перенесли ее с реляционной СУБД IBM Informix на Oracle под управлением Linux. Это позволило нам организовать всю серверную инфраструктуру на базе Linux. Единственная причина, по которой мы не произвели миграцию всех приложений Lawson, заключается в том, что они не поддерживают Linux. Кажется, кончилось тем, что мы перенесли их на сервер приложений Microsoft.

Таким образом, в конечном итоге самое приятное во всей этой истории заключалось в том, что всё заработало. И заработало очень хорошо. Масштабируемость и простота в применении никогда не представляли для нас проблемы. А поставщики решений корпоративного уровня, с которыми мы вступили в партнерские отношения, обеспечивают техническую поддержку вычислительной среды в целом. Oracle превзошла все наши ожидания, когда по собственной инициативе фактически взяла на себя обеспечение работоспособности не только использующих СУБД приложений, но и всей нашей среды приложений.

eWeek: Над чем вы предложили бы подумать руководителям информационных служб, которые планируют подобную миграцию?

П. П.: Если говорить о том, над чем следует задуматься при изучении возможности перехода на Linux, то в первую очередь надо убедиться, что поставщики, которых вы выбрали или планируете выбрать в качестве партнеров, способны обеспечить работоспособность вашей вычислительной среды в целом. Это главное — понять, смогут ли производители предоставить техническую поддержку Linux на том же уровне, что и для других ОС.

Что касается имеющихся у персонала навыков, то, конечно, каждый вариант Unix имеет свои особенности. Но те, кто успешно справлялся с администрированием Unix-систем, очень быстро освоили Linux.

Мне не пришлось менять состав нашей команды системных администраторов, вводя в нее специалистов по Linux, поскольку у нас было достаточно специалистов по Solaris. Эти люди очень быстро изучили Linux. Большинство из них установило эту систему на своих ноутбуках или настольных компьютерах. Они постигли некоторые нюансы и вскоре приступили к работе. Так что, если у вас работают специалисты с хорошей технической подготовкой, то для них отличия будут не столь уж большими. Кажется, единственное, о чем мы еще подумали, это была необходимость убедиться, что мы понимаем, во что ввязываемся. Переходя на новую систему, мы внимательно смотрели по сторонам.

Мне и не снилось, что всё пройдет столь просто. Хотелось бы думать, что это было связано с наличием у нас хорошо продуманной стратегии, в рамках которой мы выбрали нужных поставщиков, вступив с ними в партнерские отношения.