НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

В области цифровизации медицины мы впереди планеты всей?

Ну если и не планеты, то хотя бы стран СНГ… [spoiler]

Вчера на сайте Минздрава появилась стенограмма выступления министра Вероники Скворцовой на недавнем заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

В ней, среди прочего, отмечается, что одним из приоритетных направлений деятельности данного ведомства “является переход от инфраструктурной информатизации здравоохранения к широкому применению дигитальных (цифровых) технологий в медицинской практике”.

Говорится и о том, что “благодаря программам модернизации 2012–2013 годов установлено коммуникационное и компьютерное телекоммуникационное оборудование более чем в семи тысячах государственных медицинских организаций, организована единая защищённая сеть передачи медицинских данных, разработаны федеральные компоненты единой информационной системы. Уже в настоящее время в 81 регионе страны внедрены медицинские информационные системы, к которым подключены автоматизированные рабочие места 57% врачей, 83 региона организовали электронную запись на приём к врачу, 66 – внедрили единую региональную систему диспетчеризации скорой помощи”.

И далее:

“За 2016–2018 годы мы планируем совместно с Министерством связи Российской Федерации реализовать проект, позволяющий к концу 2018 года не менее 95% всех государственных медицинских организаций подключить к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения путём внедрения единой электронной медицинской карты

Законопроект, обязующий субъекты Российской Федерации к подключению к этой системе, уже подготовлен, прошёл общественное обсуждение, согласован со всеми заинтересованными федеральными органами и в ближайшее время поступит в Правительство. Граждане России получат доступ к защищённому личному кабинету «Моё здоровье» на портале государственных услуг, который обеспечит широкий набор возможностей: запись на приём к врачу, проверку полиса ОМС, прикрепление к поликлинике, вызов врача на дом, просмотр собственной электронной медицинской карты и получение информации по здоровому образу жизни и по другим важным вопросам.

К системе будут подключены к концу 2018 г. не менее 95% врачей, работающих в субъектах Российской Федерации в государственных медицинских организациях. Это позволит полностью перейти на электронный документооборот, отказаться от ведения бумажной документации врачом и тем самым высвободить 30% рабочего времени на непосредственное общение с пациентом.

Будет обеспечена преемственность лечения пациента независимо от медицинской организации и введение единых информационных систем, помогающих принять решение врачом. Это система электронного классификатора, которая в настоящее время уже в активной разработке и будет закончена к концу года, включающего клинические алгоритмы, руководство, лекарственные и другие справочники, которые должны быть в любой момент удобны для использования врачами, в том числе и первичного звена.

Будут обеспечены дистанционные программы непрерывного медицинского образования. Для повышения доступности качественной медицинской помощи в каждом регионе к концу 2018 года будут внедрены: единая диспетчеризация службы скорой помощи, что позволит обеспечить сокращение времени доезда до пациента, телемедицинское консультирование между специалистами разных медицинских организаций разного профиля и уровня – от районных больниц до ведущих федеральных центров.

Будет внедрена автоматизированная система льготного лекарственного обеспечения, которая не только улучшит управление торговыми запасами лекарств, но и сделает лекарственное обеспечение более адресным и комфортным для каждого человека. В перспективе планируется подключить к единой информационной системе все медицинские организации, включая частные, в рамках единой национальной системы здравоохранения, а также распространить телемедицинские технологии на отношения «врач – пациент» с внедрением дистанционного мониторирования состояния здоровья, что особенно важно для удалённых районов страны и для сельской местности.

Таким образом, внедрение цифровых технологий позволит оказать комплексное позитивное влияние на доступность и качество медицинской помощи, условия работы врача и удовлетворённость населения”.

Бодрая стенограмма, что и говорить… Однако возникает вопрос: как смотрятся наши успехи в области цифровизации медицины в сравнении с другими странами?

Попытаюсь на него частично ответить. В конце июня в Аналитическом центре при правительстве РФ состоялся семинар “Сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках интеграционных объединений ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и АТЭС”

Лично мне во время данного семинара особенно понравился информационно насыщенный доклад генерального директора Института развития информационного общества (ИРИО) Татьяны Ершовой “Анализ развития информационного общества в странах СНГ”. Для ясности напомню – ИРИО является независимой исследовательской организацией, созданной в сентябре 1998 г. по инициативе ряда специалистов в области информационных технологий, телекоммуникаций и информационной политики, объединенных идеей развития информационного общества в России.

Ниже изображен фрагмент слайда № 10 из доклада Татьяна Викторовны.

Интегральные показатели развития информационного общества Российской федерации

Источник: ИРИО, “Анализ развития информационного общества в странах СНГ”, июнь 2016 г.

Из данного слайда следует, в области “электронного здравоохранения” дела в РФ идут очень даже неплохо (шесть баллов из семи возможных).

Чего, увы, не скажешь об “электронной охране окружающей среды” (3 балла), “электронной занятости” (3,5 балла) и “электронном сельском хозяйстве” (4 балла).

А ведь с так называемой “цифровой медициной” в РФ есть большие проблемы  :(


Cмотрите: и телемедицина у нас до сих пор не узаконена (“Закон о телемедицине готовят к осени”) и среднестатистическй практикующий врач больше половины своего рабочего времени тратит на работу с бумажными документами…

Что же в повлияло на то, что интегральный показатель развития информационного общества РФ в области “электронного здравоохранения” достаточно высок?

А вот что. В проекте аналитического отчета, подготовленном в конце 2015 г. международной группой экспертов при финансовой поддержке Национального телекоммуникационного холдинга “Зерде”, есть такие слова: “В последние годы развитие электронного здравоохранения в России в значительной степени определяется Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), принятой в 2011 г. В рамках реализации этой концепции разработаны региональные программы  информатизации здравоохранения, нацеленные на формирование регионального сегмента ЕГИСЗ. Федеральная компонента ЕГИСЗ включает такие важные приложения как ведение интегрированной электронной медицинской карты, предоставление телемедицинских услуг, автоматизация взаимодействия со страховыми компаниями, удаленная регистратура и др.

Реализация Концепции ускорила процессы информатизации здравоохранения в России и определяет ее высокие оценки по этому направлению (6,5 балов – максимальная по СНГ). В 2013 г. около 97% лечебно-профилактических учреждений России имели доступ к интернету,  92% имели ЛВС и 73% использовали системы электронного документооборота. Среди актуальных проблем в развитии электронного здравоохранения необходимо отметить недостаточное распространение широкополосного доступа к интернету – создание ЕГИСЗ предполагает увеличение полосы пропускания вплоть до 10 Мбит/с, тогда как только 24%  ЛПУ имели такое подключение в конце 2013 г.

Следует отметить также существенное информационное неравенство регионов, отсутствие заинтересованности руководителей и персонала ЛПУ в использовании ИКТ, нестабильность финансирования информатизации здравоохранения”.

Для полноты картины -- несколько слов о методике расчета интегральных показателей, которые визуализированы на приведенном выше слайде.

Расчет основан на использовании широкого спектра исследовательских и аналитических методов:

• кабинетные исследования, в фокусе которых находились документы стратегического планирования и нормативные правовые акты стран СНГ в сфере ИКТ;
• полевые исследования (в каждой из стран СНГ с выездом на место были проведены экспертные опросы, а также интервью с представителями органов власти, гражданского общества, бизнеса и научно-образовательного сообщества).

При анализе ситуации с развитием информационного общества использованы:

• результаты проведенных исследований;
• показатели и композитные индексы развития ИО, которые собираются и рассчитываются международными организациями и национальными статистическими агентствами.

Источники значений показателей -- публикации и базы данных:

• Международного союза электросвязи – Индекс развития ИКТ (ICT Development lndex, IDI) и Глобальный индекс кибербезопасности (Global Cybersecurity Index, GCI);
• Всемирного экономического форума – Индекс готовности к сетевому миру (Networked Readiness lndex, NRI);
• Департамента Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам – Индекс развития электронного правительства (E-Government Development lndex, EGDI) и Индекс электронного участия (E- Participation lndex, EPI);
• Всемирного банка – Индекс легкости ведения бизнеса в странах мира (Doing Business, DB).

Для подсчета композитных индексов все использованные показатели нормализовались (переводились в безразмерную семибалльную шкалу) .
Вязилов Евгений
> Чего, увы, не скажешь об “электронной охране окружающей среды” (3 балла).
Что за эксперты оценивали уровень показатель электронной охране окружающей среды. Но, то, что он явно намного выше, чем в здравоохранении, я могу утверждать, имея более чем 40 лет опыт работы в Росгидромете. То, о чем говорится, что будет, в 2018 г.. произошло в Росгидромете еще 10 лет назад. У нас уже реализован автоматический обмен  данными, автоматическое построение и доведение до пользователей необходимой информации. Практически мы уже близки к созданию цифрового предприятия.