НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Минкомсвязи хочет установить ограничения на приобретение импортного ПО для государственных и муниципальных нужд

Идея о предоставлении преференций для отечественных ИТ-производителей получила некоторое материальное воплощение. На Едином Портале "для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения" в конце февраля появился проекта такого нормативно-правового акта с датой его обсуждения до 27 марта 2015 года.



Для начала напомню известную истину – "обещать – не значит жениться". [spoiler]На этом портале публикует немало проектов, которые умирают на этом этапе, даже не доходя до рассмотрения Правительством. Я думаю, что вероятность того, что проект будет передан в Правительство, можно оценить в 50%, еще 50% - что его примут. А на оставшиеся 25% придется то, что постановление в реальной жизни никак применяться не будет – оно будет или просто игнорироваться, или его будут обходить хорошо известными приемами. Собственно, именно потому его и не примут.

Но все же давайте посмотрим, что там написано. Сначала на самом сайте.
Про странности порядка публикации на этом Портале я писал уже не раз. Хорошо хотя бы, что в этот раз (см. как было недавно с Минкультуры) обошлось без грамматических ошибок. Как обычно, из текста на сайте невозможно понять – кто автор этого документа и что планируется с ним делать дальше. Ну, например, каковы контрольные сроки для его подачи на рассмотрение в Правительство. Но по адресу "ответственного лица" (должность его, как обычно, не приведена), можно догадаться, рулит тут Минкомсвязи.

Теперь заглянем в содержимое представленных там документов. Сначала откроем проект самого Постановления:



Ага! Все же грамматические ошибки имеются. Вывод простой – эти тексты никто не читает! Интересно, на подпись Медведеву будут подавать документ в таком же виде?

И, конечно, забавно видеть (хоть и с ошибкой) гриф "Для служебного пользования" в документе, находящемся в публичном доступе.

Но прежде, чем изучать постановление (а тем более – проект), полезно посмотреть на Пояснительную записке, в которое должно содержаться краткое описание целей и задач, а также обоснование необходимости его принятия.

Там говорится, что Постановление нацелено на решение целого ряда задач, в числе первых называются "развитие национальной экономики и поддержки российских ИТ-организаций".

Тут нужно сразу сказать, что это две разных и в значительной степени противоречащих друг другу задачи. Поддержка российских ИТ-компаний совсем не означает, что это будет благом для экономики в целом. Более того, в большой степени уверенности можно говорить об обратном. Теоретическое обоснование этого тезиса давно известно, но есть и простые практические примеры правильности этой теории. Введение эмбарго на европейского продовольствие сразу выразилось в повышении цен на все продукты (при стабильном на тот момент курсе валюты), в том числе и российского производства. Вряд ли такое повышение отразилось позитивно на экономике в целом, в том числе на благосостоянии населения. Российские производители выиграли (хотя не всегда), а экономика в целом – проиграла.

Далее идет текст, написанный довольно сложным для понимания непосвященными чиновничьим языком, из которого я все понял, что ключевая идея заключается в том, что речь идет только о "программных средствах", а не о ИТ-средствах вообще. И в этой связи непонятно: что же подразумевается под "информационными продуктами вычислительной техники", которые упоминаются в названии Постановления.

Далее не очень понятно, что подразумевается под "государственными и мунициальными нуждами". Можно предположить, что это касается приобретения ИТ гос- и муц- органами, но не госкомпаниями.

Что касается ПО, то видно, что госорганы "по умолчанию" могут приобретать только продукты, которые будут числиться в Реестре отечественного ПО, которые еще предстоит создать. В остальных случаях, заказчики должны писать некое обоснование для заказа "нереестровского". Не очень понятно, насколько такое обоснование должно быть обосновано, в частности, должно ли оно проходить какую-то независимую экспертизу. Если экспертизы не нужно, что будет достаточно написать "в Реестре нет подходящих для нас товаров".

Довольно загадочным является и этот абзац:

Кроме того, для закупки услуг, связанных с использованием программного обеспечения, проектом постановления предусматривается установление дополнительного требования к участникам таких закупок о преимущественном использовании отечественного программного обеспечения и (или) программного обеспечения с открытыми исходными кодами.

Получается, что есть "закупка ПО", а кроме того "закупка услуг с использованием ПО", и во втором случае появляется возможность применять не только отечественное, но и открытое ПО. Что поднимается под "закупкой услуг" – это один вопрос. А другое – как регулятор собирается определять ПО с открытыми исходными кодами. И обращу также внимание, что тут используется термин "открытые коды", а не "свободное ПО".

О критериях зачисления ПО в Реестр в записке не говорится, но сказано, что "принятие решений о внесении и об исключении программного обеспечения из реестра осуществляется Минкомсвязью России на основе заключений экспертного совета" (какого именно совета – не сказано).

Ответственным за физическое ведение Реестра предлагается назначить подведомственной Минкомсвязи ФГУП МНИИ "Интеграл". За многие последние годы мне не попадались какие-то публикации о работе этого института. На сайте министерства говорится, что одним из направлений деятельсности этого института является "Фондирование и государственная регистрация программных средств".Было бы интересно узнать, как МНИИ справляется с этой работой.

В пояснительной записке говориться

данный межотраслевой научно-исследовательский институт определен пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 1994 г.
№ 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" хранилищем обязательных экземпляров программного обеспечения, разрабатываемого в Российской Федерации, и получает соответствующие экземпляры со 2 января 1995 г.

Т.е. получается, что у нас ПО приравнивается к понятию "документ"? И вообще – что это за закон и как он в реальности работает? И работает ли?

Вот что говориться в этом законе

3.1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на производителей и получателей обязательного экземпляра, включая организации, распределяющие обязательный экземпляр.

Статья 13. Доставка обязательного экземпляра электронных изданий, программ для электронных вычислительных машин и баз данных
1. Производители документов доставляют в Межотраслевой научно-исследовательский институт "Интеграл" один обязательный экземпляр программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Как это нужно понимать и как это работает на практике? О каких "производителях документов" и о каком "обязательном экземпляре программ идет речь"?
Было бы хорошо, если МКС и МНИИ рассказали об этой своей деятельности.


Заканчивается Пояснительная записка бодрым абзацем

Принятие постановления не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом в случае принятия постановления Минкомсвязь России прогнозирует увеличение налоговых поступлений от российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также создание новых высокопроизводительных рабочих мест в указанных организациях.

Тут тоже есть вопросы. Это как: "Интеграл" готов выполнять работу по ведению Реестра на общественным началах, во внерабочее время? Экспертиза ПО на "отечественность" тоже будет выполняться экспертами бесплатно?

Не очень понятно также, на основе чего прогнозируется увеличение налоговых поступление: налоги с продаж зарубежного ПО собираются также, как и с отечественного.

"Создание новых рабочих мест"… Интересно, насколько увеличилось число рабочих мест в российских ИТ-компания за последний год. Боюсь, что было снижение…
Свинарев Сергей
Интересно, "один обязательный экземпляр программ для электронных вычислительных машин и баз данных" - это некий аналог канонического текста наподобие талмуда, или на него регулярно накатываются патчи и обновления версий? :o

А слова о том, что "Принятие постановления не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" свидетельствует, как мне кажется, о том, что никто не собирается его выполнять. Иначе бы попросили денежку.
Колесов Андрей
Вы знаете, от чтение таких документов рыдать хочется о нашей несчастной стране, которые все это нужно терпеть...

По поводу денег - это у них (у всех, кто готовит такие нормативные акты) традиционный ход  - "денег не нужно". Потом, правда, выясняется, что нужно.

Но в данном случае, я думаю, что проект даже не дойдет до Правительства. Слишком уж одиозный... И нереализуемый.

МКС имитирует активность, предлагая заведомо непринимаемые идеи. Я тут прочитал на днях, что Никифоров направил предложение Рогозину отказаться от контракта на создание французами для нас спутников связи. Мол, в отместку за "Мистрали". Но его сразу не поддержали на уровне правительства - отказаться от конктакта для нас почти невозможно. Да и спутники нужны.

Зачем Никифоров предложил заведомо "непринимаемое" предложение? Пиар, попать в СМИ. Проявить свою преданность курсу...

Идея с Реестром - из этой же оперы.
Сергей Голубев
Тем не менее, хотелось бы понять суть опечатки. Должно быть «ПРОЕКТ Для…» или «ПРОЕКТ'ля»?