С 1 октября в нашей стране начала работать система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это означает, что федеральные госорганы перейдут на межведомственный документооборот в электронном виде, а граждане страны в значительной мере будут избавлены от хождения по инстанциям и сбора справок. Об этом сообщили главы ряда министерств и ведомств на пресс-конференции, посвященной электронному правительству, которая прошла в Москве накануне этого примечательного события.

Еще в середине сентября в Минкомсвязи, которое является госзаказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия, считали, что СМЭВ появится в декабре. Но, видимо, политические реалии предвыборного года таковы, что верховной власти срочно потребовалось проведение акции, показывающей заботу правительства о нуждах рядовых россиян. И уже 26 сентября на совещании у Владимира Путина прозвучали новые сроки внедрения системы. По планам правительства внедрение СМЭВ будет осуществлено в два этапа. С 1 октября на новую систему должны перейти все федеральные органы власти, а на втором этапе к ним присоединятся региональные и муниципальные органы. Крайним сроком перехода на СМЭВ обозначается 1 июля 2012 г.

“Считаем, что многие регионы могут это сделать и гораздо раньше, — заявил руководитель аппарата правительства РФ Вячеслав Володин. — С внедрением системы межведомственного электронного взаимодействия государственные органы будут самостоятельно обмениваться информацией по электронным каналам связи. Это значительно упростит оказание услуг гражданам и организациям”.

Теперь гражданам не придется самим собирать большое количество документов, тратить время и нервы на стояние в очередях. “У нас в среднем в год набирается до 81 млн. обращений за государственными муниципальными услугами, — рассказал г-н Володин. — При этом заявители должны самостоятельно собрать документы, обратившись в семь-восемь ведомств. В итоге набирается порядка 560 млн. обращений в течение года”.

Чтобы нововведения легче было понять, уже созданы ведомственные центры телефонного обслуживания при обращении граждан. “Горячие” линии будут работать всё время как на портале государственных услуг, так и в каждом ведомстве. “Мы понимаем, что при переводе с бумажных носителей на электронные могут появляться так называемые “грязные данные”, — сказал Вячеслав Володин. — Поэтому мы считаем правильным открыть “горячую” линию и отслеживать детально, как заработает система, чтобы в случае ее сбоев оперативно реагировать”.

В правительстве не исключают, что при формировании электронных баз данных могут быть определенные накладки, например неправильно указанные фамилии или сведения, не соответствующие действительности. “Хотелось бы, чтобы, с одной стороны, органы власти отнеслись к этому более внимательно, — считает г-н Володин. — А с другой стороны, чтобы граждане, когда видят, что есть неточности, через “горячую” линию уведомляли соответствующие органы власти с тем, чтобы база данных была почищена и данные соответствовали действительности”.

Глава Минкомсвязи Игорь Щёголев отметил, что создание СМЭВ потребовало большой организационной и инженерной работы. Информационные системы в каждом ведомстве строились десятилетиями, каждая — по своим технологиям. СМЭВ должна была объединить эти ИС между собой. По словам министра, новая система не подменяет собой базы данных разных ведомств. “Ведомства, которые хранили данные, их и будут хранить, — подчеркнул он. — И возможности зайти и сразу собрать все данные не будет, просто их обмен будет осуществляться между ведомствами”. По словам министра, СМЭВ уже сейчас выдерживает два миллиона ежесуточных обращений, так что пропускная способность системы превосходит существующие потребности населения страны.

Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина отметила, что СМЭВ является крупным шагом к снижению административных барьеров как для граждан, так и для бизнеса. В процессе внедрения системы были пересмотрены регламенты оказания ряда государственных услуг. Для 150 услуг уменьшилось количество необходимых справок. Около трех сотен документов не будут переводиться в СМЭВ, а будут просто ликвидированы за ненадобностью.

Ряд документов, которые обычно находятся на руках самих граждан и представителей бизнеса, они должны будут предоставлять в государственный орган самостоятельно. Это, в частности, документы, удостоверяющие личность гражданина, документы воинского учета, медицинские справки, водительские права, архивные документы — таких категорий документов всего восемнадцать.

Время реакции каждого ведомства на электронный запрос составляет пять дней. И если автоматизированная система даст сбой, то “контора” должна успеть обработать заказ вручную и направить информацию заказчику хоть с курьером. А чиновники будут нести ответственность за неисполнение своих функций в рамках межведомственного взаимодействия. Соответствующие поправки будут в ближайшее время внесены в законодательство. Как сказала г-жа Нибиуллина: “У нас 67 органов исполнительной власти участвуют через 237 услуг в СМЭВ”.

А Вячеслав Володин даже прогнозирует, что переход на электронный документооборот приведет к оптимизации численности чиновников и высвобождению части площадей, занимаемых ныне ведомствами. Но, мне кажется, до такого радикализма в нашей стране дело все же не дойдет и чиновничья рать в процессе реформ документооборота не только не пострадает, а хорошо приспособится к новым реалиям и в конце концов приумножится.