В преддверии 1 октября, когда начнёт действовать новая система предоставления юридическим и физическим лицам федеральных государственных услуг*, “Ростелеком” как оператор системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) распространил оптимистичное заявление о своей технической готовности. Правда, в комментариях на эту новость уже прозвучали некоторые сомнения и замечания, но все же теория и практика сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), на технической базе которой реализуется новая система госуслуг, говорит о том, что реализация единой сервисной шины (ESB, собственно СМЭВ) — это чисто инфраструктурная, в целом давно решенная техническая задача, и потому относительно простая. Основные же проблемы сосредоточены в прикладной части системы и связаны с целым комплексом юридических, организационных, методических и технических вопросов. Проще говоря, нужно создать собственно сервисы, реализующие госуслуги, обеспечив при этом необходимое взаимодействие всех участников процесса.

Отметим, что в общем случае закон в явном виде не говорит о том, что в соответствии с новым порядком предоставления госуслуг ведомства обязательно должны взаимодействовать только через СМЭВ. Собственно, заявителю нет никакого дела до того, как организована “внутренняя кухня” выполнения его запросов. Его волнует только качество реализации госуслуги, в первую очередь сроки ее предоставления (это вопрос отдельного изучения, в законе о сроках сказано довольно уклончиво).

С учетом данного замечания имеет смысл посмотреть, как государственные ведомства готовятся к предоставлению услуг в новых условиях, продолжив рассказ о прошедшей в конце августа конференции по теме СМЭВ. Именно этим вопросам был посвящен основной доклад мероприятия директора департамента информационных технологий и связи правительства РФ Алексея Попова.

Как можно было понять из его сообщения, поначалу предполагалось, что поставщики услуг будут решать вопросы создания сервисов самостоятельно на основе методических и технических рекомендаций и требований, разработанных соответственно Минэкономразвития и Минкомсвязи. Но довольно быстро стало ясно, что для реализации проекта нужно централизованное руководство этим процессом (в том числе согласование организационного взаимодействия ведомств), и в апреле 2011-го была создана специальная правительственная подкомиссия (в рамках существовавшей уже два года Комиссии по внедрению ИТ в органы государственно власти), на которую были возложены функции архитектора и координатора проекта по внедрению СМЭВ.

Говоря об этом, Алексей Попов отметил, что основная проблема (впрочем, давно известная при решении задач автоматизации и внедрении ИТ) заключается не в замене бумажных форм на электронные, а в коррекции, порой довольно радикальной, самих бизнес-процессов оказания услуг. В качестве простой иллюстрации можно привести такой пример: ведомства, столкнувшись с необходимостью самостоятельного сбора информации, сами начинают пересматривать перечень требуемых сведений с целью его сокращения.

Первым результатом деятельности подкомиссии стала разработка требований к дорожной карте, которую должна пройти каждая госуслуга при переводе ее в электронный вид. Такая карта включает пять основных элементов процесса автоматизации госуслуг: проектирование технологической карты взаимодействия, создание сервисов СМЭВ, нормативно-законодательное обеспечение, решение вопросов ЭЦП, обучение персонала.

Все эти задачи должны решаться во многом параллельно, но все же стартовым, ключевым этапом является проектирование — создание технологической карты электронного взаимодействиях (бизнес-процесса исполнения услуги). Докладчик подчеркнул, что данный пункт работы появился в качестве требования только после создания подкомиссии. Ответственным за создание такой технологической карты, в которой зафиксированы результаты договоренности всех участников данного бизнес-процесса для каждой услуги, является ее поставщик. В целом в реализации услуги участвуют, кроме ответственного поставщика, еще от двух до семи контрагентов. Для решения организационных вопросов проектирования в каждом ведомстве назначен ответственный исполнитель — как правило, в ранге заместителя руководителя организации; при нем созданы рабочие группы в составе специалистов разного профиля.

По состоянию на конец августа в списке из 320 федеральных услуг, которые должны оказываться по схеме СМЭВ, подкомиссией было одобрено более трехсот соответствующих технологических карт. Таким образом, по мнению Алексея Попова, задача подготовки перевода федеральных госуслуг в электронный вид в целом уже решена. Вся информация по утвержденным картам выложена на сайте Минэкономразвития.

Система оказания госуслуг базируется на использовании набора Web-сервисов, реализующих предоставление той или иной информации. В настоящее время формируется фонд сервисов, которым должны пользоваться все участники процесса. Создание каждого нового сервиса (если в фонде нет подходящего) должно обосновываться специальной заявкой.

При этом было отмечено, что хотя на СМЭВ ляжет основной объем взаимодействия организаций, какая-то часть общения сохранится в других форматах, в том числе традиционных. Но доля не-СМЭВ со временем будет снижаться до нуля. Предполагается, что главным способом предоставления госуслуг потребителям станут Web-порталы, в том числе единый портал госуслуг. Для доступа к ним помимо использования индивидуальных ИТ-средств в стране создается система многофункциональных центров госуслуг (терминалы доступа, консультанты и пр.). Рассматривается вопрос возможности использования в этих же целях существующих государственных ресурсов, в первую очередь Почты России. Но кроме того, безусловно, остается возможность получения услуг в традиционном “неэлектронном” виде, в том числе со сбором необходимых документов, как и ранее, самим заявителем.

Важным нюансом предоставления услуг является вопрос ее оплаты. По этому поводу было разъяснено, что порядок тут остается в принципе таким же, как и раньше: фактом оплаты (после чего должно начаться выполнение услуги) является его подтверждение со стороны финансового контрагента (банка, платежной системы), а не поступление собственно денег на счет поставщика услуги. Взаимоотношения между поставщиком и финансовыми контрагентами — это их внутреннее дело, не влияющее на процесс оказания услуг.

Конечно, в новой системе предоставления государственных услуг имеется много аспектов и вопросов, наверняка по мере ввода ее в действие будет вскрываться немало проблем. Но нужно иметь в виду, что ее реализация нацелена не только на “упрощение жизни” населения и организаций, но и на общее повышение эффективности деятельности государственного аппарата. В этом контексте на конференции особо было отмечено, что автоматизация взаимодействия ведомств с заявителями и между собой позволит наладить мониторинг работы государственного аппарата (например, число предоставляемых услуг, время их предоставления и пр.) и на основе его анализа проводить работу по ее оптимизации.

Что ж, час “Ч” для данного проекта настанет уже скоро.

* С 1 октября 2011 г. вводится в действие законодательная норма, согласно которой функция сбора информации, необходимой для реализации госуслуг федерального уровня и хранящейся в государственных ведомствах, перекладывается с заявителя (как это было всегда) на поставщика госуслуг. С 1 июля 2012 г. эта норма должна действовать также на региональном и муниципальном уровнях.