НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

СПО, ППО, "откаты", кадры и т.д.

Давайте рассмотрим классическую, применяемую практически везде, схему "откатов" в условии тендеров и т.д. Рассмотрим ее на знакомой мне закупках "железа", "софта" и т.д.
Если хочешь "откат", то нужно иметь "правильную" фирму, с кучей сертификатов, статусов и т.д., что собственно не есть сложно, тут может пригодится все и при желании можно натянуть "за уши" практически все.
Далее фирма пишет тебе ТЗ, под железку. Тут отлично идут железки конкретных фирм с фирменными технологиями, типа IBM, HP. Первое, железо там дорогое, а значит откат будет больше, во вторых, отсекается куча "не партнеров". Далее описывается в требовании все, включая софт, который тоже часто обвешан вендорозависимыми технологиями. Далее пишем на все нереальные сроки поставки, нужные статусы и требования по тех. обслуживанию. И все! Далее крутим хоть 100% сверху, добавляем 2-3 "левых" предложения, и вперед. Если сумма очень большая, то тендер раскручивается на уровне областных министерств, а особо большие делают на федеральном уровне.
Так что при желании, можно и 5-6 млн. рублей спустить на автоматизацию 1С на 20 раб. мест...[spoiler], вот только столько денег в бюджетах не бывает, хотя про 2 млн. в услугах по 1С для внедрения типового ЗУП на 20 раб. мест мне рассказывали.
Вы думаете что с чиновника кто-то спросит зачем ему сервер за 500-700т.р. вместо старой машинки для расшаревания папок на серваке? Зачем ему сервер 1U когда у него даже стойки нет и этот сервер ляжет просто на стол. Иногда 1U стоит одиноко в стойке высотой 2м. Или зачем ему 4 USB на передней панели? И насколько было реально нужно чтоб сервисная служба поставщика бегала по каждому требованию в течении часа по ночам в выходные?
Вы думаете что с чиновников кто-то спрашивает за все эти "глупые" требования, которые увеличивают стоимость иногда в десятки, а то и сотни раз?
Или кто-то будет проверять наличие всех обработок заказанных за гос.счет?
Но хуже всего, что если бы чиновник заказывал услуги и просто бы разворовал деньги и потратил бы их в том же городе. Но он покупает часто не нужные вещи! Эти вещи нужны только для вывода денег!
И никто за "глупость" не наказывает. А особо "глупые" часто идут на повышение.
Как бороться?
А просто:
1. Нужно запретить использование вендорозависимых технологий или применение этих технологий как ключевых.
2. Описать четкие правила заказов. Я, к примеру, не могу понять, зачем каждое однотипное госучреждение из тысяч подобных заказывают отдельное ТЗ?!
3. Внедрить аттестацию и "глупых" отстранять от занимаемых должностей с запретом их занимать в дальнейшем или в течение какого-то срока.
4. Вывести все ИТ подразделений из ведомств самих госучреждений объединить в отдельную службу и наладить нормальную работу в одном профильном направлении, чем пытаться упорядочить десятки "непрофильных" в разных ведомствах.
5. Обязать использовать только открытых форматы хранения данных.
6. Стандартизировать ПО и использовать единый подход на всю страну, разработать критерии и т.д. Не заниматься изобретательством каждый раз по типовым задачам.
7. Внедрить современные стандарты управления и как минимум считать TCO в размере страны.

Где ППО и СПО?
А то что, ППО обладает огромным количеством вендорозависимых технологий, что не присуще СПО. И если запретить использование ActiveX, то портирование ПО на Linux уже будет проще.
СПО снижает стоимость издержек за счет того, что услуги, которые составляют львиную долю расходов, чаще всего выполняет внутренний персонал, их просто не учитывают. Также давайте не будет забывать что закрытые форматы данных являются очередной вендорозависимостью.
Так же не будем забывать, что тиражирование это есть главное преимущество СПО. Не считая, того что и ППО в заказе на всю страну будет дешевле, нежели каждое учреждение закупает самостоятельно.
Не должно быть ситуации, что MS Windows Server покупается, только потому что ПО под него оказалось на 100 рублей дешевле чем под Linux.
Я могу согласиться, что без ППО местами не обойтись, но применение его должно быть экономически обосновано с учетом применения его по всей стране с учетом полной стоимости владения всей ИТ структуры и учетом стратегических реалий, когда через полгода может появиться свободный аналог проприетарной технологии или возможно его будет дешевле написать самим. Но однозначно, что это должно решаться специалистами на всю страну, а не конкретным ни за что не отвечающим админом в конкретной организации.
В нашей стране есть президентская программа по подготовки управленческих кадров. Но я не могу понять, почему не выучить чиновников управлению и не спрашивать по полной?! Не уже ли проще и дешевле смотреть как все разворовывают, Президент жалуется на отсутствие кадров, но при этом даже пальцем не пошевелил чтоб просто подготовить кадры. Или 12 лет мало, для подготовки кадров?
Васильев Евгений
По результату, а не только по выполнению правил.
Там проще было, дали как всем, а потом и требуют как с всех. Не справился, на выход...
Причем давать надо в виде ТМЦ, а не денег. Иначе денег уходит много, а ТМЦ приходит мало, и не всегда нужное...
Николай Макаров
А те, кто не против СПО, могут опустить руки и отойти от стенки
Сергей Голубев
"Не против СПО" лучше заменить на фразу "считает, что распоряжения правительства обязательны к исполнению". По-моему, если госслужащий считает иначе, то это скрытый враг :).