Рынок планшетов сокращается: согласно прогнозу IDC, в текущем году его объем составит 195 млн. устройств, что означает уменьшение на 5,9% по сравнению с 2015-м. Однако в 2017 г. аналитики ожидают небольшой рост, на единицы процентов, причем восстановление рынка будет происходить в основном за счет планшетов-трансформеров (detachable — разъемные устройства, в которых клавиатура отделяется от планшета). По оценкам экспертов, в текущем году поставки таких планшетов вырастет на 73%, и хотя потом по мере увеличение абсолютных объемов темпы будут снижаться, но все же останутся достаточно высокими (в 2020 г. — 15%).

В качестве основных движущих сил называются линейки Google Pixel C, Apple iPad Pro и Microsoft Surface, причем именно последняя, по мнению экспертов, будет лидировать на рынке. Согласно прогнозу IDC, доля Windows среди разъемных планшетов повысится с 53,3% в 2016 г. до 74,6% в 2020-м. При этом позиции Android будут находиться примерно на одной отметке (18,1–18,2%), а доля iOS в ближайшие четыре года существенно снизится — с 28,5 до 7,3%.

Еще несколько лет назад аналитики обнаружили, что перспективы планшетов как самостоятельного рынка достаточно ограничены. Стало понятно, что они не могут в сколь-нибудь существенной мере заменить традиционные ноутбуки и тем более настольные ПК. С другой стороны, на планшеты оказывает мощное давление динамичное развитие рынка смартфонов. Получается, что планшеты по своему положению на рынке, по требованиям к ним со стороны пользователей все же ближе к ПК, а потому наибольшие шансы на успех имеют тут настольные ОС, а не мобильные. Именно этим можно объяснить успех Windows — Microsoft использует для планшетов десктопный вариант ОС, в том время как Android и iOS пришли их мира мобильных телефонов.

Учитывая такую позицию планшетов на рынке клиентских устройств, вполне естественно выглядит тенденция по увеличению их размеров. Сегодня их экраны находятся в диапазоне 7-13 дюймов, но если в нижней части (7-10 дюймов) видно снижение поставок, то в верхней — рост. Возможно, динамика продаж больших планшетов была бы еще выше, если бы Microsoft расширила схему бесплатных лицензий Windows (сейчас бесплатное лицензирование применяется только для устройств с размером экрана до 9 дюймов), но такое вряд ли случится, так как в этом сегменте компания испытывает минимальное давление со стороны конкурентов.