НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

К вопросу об уровнях зрелости СЭД/ECM

Хотелось бы обратить внимание на вопрос, поднятый в этой публикации на нашем сайте - "Уровни и критерии зрелости корпоративной СЭД"
Марины Бобылевой. Это глава из опубликованной недавно монографии автора “Управленческий документооборот: от бумажного к электронному”.

Тема "уровня зрелости" – весьма популярная для ИТ. Можно предположить, что она (тема) идет от систем сертификации организации по уровню управления качеством (помнится, разного рода варианты стандартов ISO 9000) с их градацией по уровням от 0 до 6 (или немного меньше). В тех или иных вариантах такой подход часто используется для оценок различных аспектов работы предприятий.

Что тут можно сказать…[spoiler]

Вообще-то, для начала всегда полезно разобраться – зачем нужно в принципе определять уровни зрелости?

Это нужно сами предприятиями для решения внутренних проблем (в борьбе за повышение эффективнссти своей работы) или для повышения (или демонстрации) внешнего имиджа?

Вторая задача достаточно важна для коммерческих компаний, для их работы на рынке. А вот для госструктур она, вряд ли сколь-нибудь актуальна.

Как бы то ни было, вариант, предложенный Мариной Бобылевой и связанный с оценкой доли сотруднков, "повязанных" СЭД, мне представляется слишком узкоспециализированным. Он годится для госструктур (где все работают в документообороте), но явно не подходит, например, для производственных предприятий, где большинство сотрудников к ПК вообще не подходят.

Понятно, что уровень "ИТ-зрелости" должен определяться уровнем автоматизации именно задач, решаемых ИТ. И отталкиваться тут нужно от походов, определенных в тех же ИСО 9000 – качества управления, качества бизнес-процессов.

В этой связи стоит вспомнить о статье
Максима Галимова "Модель зрелости организации в области ECM" (журнал "Байт", 9/2008, http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=12630). Где применяются именно такие подходы (там приведены очень интересный примеры проведения оценок уровня зрелости).
Я бы, например, в качестве одного из ключевых критериев предложил еще соотношения бумажных/электронных документов в организации. И еще – уровень электронного обмена взаимодействия с внешними контрагентами. Уровень "электронизации" архива документов…

Кстати, хотел бы еще обратить внимание на статью Вадима Мальчикова "Базовые действия руководителя по созданию организации
или что такое "порядок" и правильная организация документооборота без компьютеров"
.
Тут отмечена ключевая идея: борьба за повышение эффективности начинается с наведения порядка в делах, а не с внедрения ИТ самих по себе.

Итак, вопрос все же остается: зачем и кому нужно определять уровни зрелости использования СЭД?