Мнение одного эксперта, пусть и весьма уважаемого, — это лишь частная точка зрения. Объективная же картина мира складывается при наличии и сопоставлении разных субъективных позиций. Поэтому, имея в виду мировой рынок средств управления корпоративным контентом (ECM), познакомившись с магическими квадрантами Gartner, полезно посмотреть и на “ECM-волны” компании Forrester, представленные в ее отчете “The Forrester Wave: Enterprise Content Management, Q4 2011”, выпущенном в конце прошлого года.

Даже поверхностное сравнение “квадранта” и “волн” (по методике размещения игроков на схеме оба варианта исследования похожи между собой, но у Forrester есть еще третий параметр: “присутствие на рынке”, отражающее кружками разных размеров абсолютный объем продаж и инсталлированную базу продуктов) показывает различия в оценках ситуации на этом рынке: хотя группа лидеров в них представлена в одном и том же составе, но расположение в ней конкретных игроков заметно различается (см. рис. 1 и 2). Да и общее число участников обзора Forrester меньше почти в два раза. Отметим при этом сразу, что Forrester оценивает не ECM-компании в целом, а сравнивает конкретные программные комплексы (см. таблицу). Правда, почти у всех участников обзора их ECM-наборы представлены как раз в виде таких комплексов.

“До свидания, ECM-пакеты! ECM-будущее — за контент-ориентированными технологиями”. Этот тезис, вынесенный в самое начало отчета, как можно понять, означает, что, оценивая в целом рыночную ситуацию, эксперты из Forrester отмечают завершение эпохи существования ECM-пакетов как некоторого автономного приложения и переход к их позиционированию в качестве интегрированных компонентов корпоративных информационных систем. Иными словами, нужно переходить от управления контентом как таковым к задачам его реального применения, причем в рамках конкретных бизнес-процессов. При этом Forrester использует четыре основных типа контента и соответствующих ECM-средств:

  • фундаментальный (foundational) ECM включает базовый набор функций — библиотечные сервисы, основные средства управления потоками работ, поиск и управление записями;
  • деловой (business) ECM предназначен для обеспечения каждодневного рабочего процесса (day-to-day workplace experience), включая выполнение регулярных заданий и взаимодействие с коллегами. Среди этих технологий — управление документами, управление правами доступа и групповое сотрудничество;
  • транзакционный (transactional) ECM ориентирован на поддержку бэк-офисных процессов, в том числе в плане интеграции контента с разного рода деловыми приложениями. Тут нужны средства работы с образами документов, управление выходными документами организации, управление формами бизнес-процессов и работа с другим контентом, появляющимся в результате работы бизнес-систем;
  • мотивационный (Persuasive) ECM поддерживает контент, влияющий на внешнюю аудиторию компании. Речь идет в том числе о таких направлениях, как многоканальный маркетинг, поддержка самообслуживания клиентов, поиск потенциальных потребителей (lead generation). Сюда же входит управление Web-контентом, цифровыми активами и связями с потребителями.

По мнению Forrester, группа ключевых игроков рынка — IBM, EMC, Open Text и Oracle — продолжает традиционно доминировать на ECM-рынке (см. отчет Forrester четырехлетней давности), но теперь они в большей степени фокусируются не на решении всего спектра задач, а на определенном круге проблем заказчиков (например, управление контрактами, обработка счетов и накладных). Особняком тут по-прежнему стоит Microsoft со своей давней стратегией “ECM для масс”, реализуемой на базе SharePoint. ИТ-директора уже смирились с тем, что они не получат от руководства бюджет на дополнительные ECM-технологии, если задачи можно решить с помощью SharePoint. Соответственно другие вендоры стараются развивать в своих продуктах именно те функции, которых нет у Microsoft.

Фрагментируя рынок по типу представленных тут игроков, Forrester выделяет несколько основных, во многом пересекающихся между собой групп.

  • Поставщики традиционных ECM-наборов. К ним относится все та же четверка лидеров, ПО которых покрывает весь спектр ECM-задач для всех четырех приведенных выше типов контента.
  • Разработчики решений Open Source. В эту группу входят Alfresco и Nuxeo, предлагающие в основном технологии для работы с фундаментальным и деловым контентом. У Alfresco имеются также средства поддержки группового и проектного сотрудничества, включая блоги, вики, календари, форумы, списки данных. В отчете отмечаются еще такие компании, как Drupal и DotNetNuke, фокусирующиеся на поддержке разного рода онлайновых мотивационных инициатив.
  • Контент-ориентированные поставщики. Сравнивая эту группу с производителями традиционных ECM-наборов,. Ее представители делают акцент не на широту спектра решаемых задач, а на качество специфических технологий. Кто-то ориентируется на управление деловым контентом (Alfresco, Xerox), другие — на транзакционный ЕСМ (ASG, Laserfiche, Perceptive).
  • “Облачные поставщики”. Сейчас к возможностям использования облачных моделей присматриваются почти все основные игроки рынка, многие уже имеют такие средства. Но есть и те, кто поддерживает только облачные варианты (KnowledgeTree, SpringCM и Veeva Systems).
  • Вертикально-ориентированные поставщики, которые фокусируются на определенных отраслевых сегментах. В качестве примера продуктов, предназначенных, скажем, для рынка юридических услуг, называются Autonomy iManage, NetDocuments, Open Text eDocs. Ряд вендоров создает решения для системы высшего образования и здравоохранения.
  • Европейские вендоры — в эту группу Forrester включает компании, работающие в основном на региональных рынках. Примером тут является Ever Team, интересы которой сосредоточены во Франции, Испании и на Ближнем Востоке. Saperion работает в основном в Германии, ее попытки выйти в Северную Америку с помощью интеграции продуктов с SAP имеют пока ограниченный успех.

Характеризуя также общую ситуацию на ECM-рынке, Forrester выделяет несколько групп поставщиков из представленных в исследовании компаний:

  • EMC, IBM, Open Text и Oracle продолжают лидировать, представляя на рынке полный набор ECM-технологий;
  • Microsoft гонится за четверкой лидеров, развивая возможности своего SharePoint;
  • Hyland расширяет спектр своих предложений для разных вариантов ECM-технологий;
  • ASG, HP, Laserfiche, Perceptive и Xerox предлагают широкую функциональность в специализированных направлениях;
  • Alfresco продолжает предлагать свои решения Open Source как альтернативу проприетарным продуктам.