В течение уже многих лет — кажется, с начала этого столетия — почти каждый обзор по тематике управления корпоративным контентом (ECM) приходится начинать словами, что это направление — одно из самых интересных и динамичных среди всех других сегментов корпоративного программного рынка. Подтверждением тому является и то, что если другие софтверные темы обычно находятся в фокусе интересов аналитиков два-три года, в период вхождения в стадию зрелости, то ECM остается в их поле пристального зрения уже почти десять лет. Причина такой “аномалии”, впрочем, вполне понятна. Дело в том, что именно ECM отражает динамику развития ИТ как таковых; здесь в первую очередь находят применение появляющиеся ИТ-инновации (например, сначала Web, потом Web 2.0, затем облачные модели), проходит их проверка на востребованность рынком.

Напомним, что активная фаза формирования ECM-рынка с точки зрения распределения сил на нем прошла в 2007—2008 гг. в результате массовой закупки платформенными вендорами ведущих специализированных разработчиков и выхода в лидирующую группу корпорации Microsoft с ее SharePoint. Если посмотреть формально на последовательность ECM-квадрантов Gartner, то можно увидеть, что в целом ситуация в плане расстановки сил изменилась не очень сильно. Но на самом деле относительная неизменность позиций не отражает реальную динамику развития этого рынка и происходящих на нем процессов.

А динамика есть, и она была отчетливо видна в условиях недавнего экономического кризиса. Именно с этого аспекта начинает свой очередной ежегодный отчет по теме ECM компания Gartner: в то время как многие ИТ-направления испытывали очевидные трудности и даже демонстрировали спад, мировые продажи ECM-продуктов выросли в 2009 и 2010 гг. соответственно на 5,1% и 7,6%, их объем в 2010 г. составил 3,9 млрд. долл. И прогнозируется, что темпы роста в ближайшие годы будут еще выше — говорится о ежегодных 11,4% до 2015 г. Эксперты объясняют это достаточно просто: ECM — это как раз то направление ИТ, которое сейчас обеспечивает повышение эффективности работы организаций, улучшая бизнес-процессы и качество используемых данных, помогая строить новые схемы взаимодействия внутри компаний, а также с заказчиками и партнерами.

Проведенный в рамках исследования Gartner опрос заказчиков показал, что использование ими ECM-средств связано с решением следующих деловых задач.

Повышение эффективности за счет повышения качества принимаемых решений при более полном использовании имеющейся в организации информации. Здесь решающая роль отводится разнообразным средствам управления знаниями и поддержки групповой работы, в том числе с ориентацией на проектные модели организации деятельности. ECM-средства играют также большую роль для улучшения работы с внешними клиентами.

Снижение операционных затрат во многом в результате перехода на электронные методы управления документами и информационного взаимодействия с клиентами. В отношениях с внешними миром улучшения достигаются в значительной степени путем перехода от традиционных методов почтового взаимодействия к применению оптимизированных Web-каналов. Снижение затрат обеспечивается также за счет консолидации разных хранилищ контента.

Оптимизация бизнес-процессов, как и раньше, выполняется во многом с помощью средств работы с образами документов и новых методов управления документами. Сейчас важную роль играет переход к использованию транзакционных типов документов и соответствующих инструментов.

Обеспечение соответствия нормативным требованиям в отношении архивного хранения и проведения электронных расследований сейчас представляет собой один из ключевых аспектов применения ECM-средств. Gartner говорит о наличии нескольких уровней поддержки этих задач, начиная от интеграции с офисными приложениями Microsoft и заканчивая использованием автоматической категоризации записей (records).

Получение и удержание клиентов — это одна из главных задач почти любой коммерческой организации. Здесь решающая роль отводится средствам управления Web-контентом (WCM), в которых особую значимость имеют сегодня инструменты интерактивного взаимодействия, в том числе с использованием методов, применяемых в социальных сетях.

ECM вчера, сегодня и завтра

Хотя сам термин ECM появился лишь в 1990-х, история этого направления, по мнению Gartner, началась раньше, примерно 30 лет назад, когда организации стали использовать компьютерные сети и сканеры, что позволило также создавать первые приложения, нацеленные на обработку образов документов. Среди основных исторических вех развития данного направления Gartner выделяет появление в середине1990-х первых интегрированных пакетов IBM, переход к широкому применению Web в начале 2000-х, а также выход на этот рынок в середине 2000-х Microsoft с ее SharePoint. Разумеется, важным этапом развития рынка стала его консолидация в результате приобретения крупными вендорами ряда ведущих специализированных разработчиков.

Говоря об изменениях в расстановке сил, Gartner, как и ранее, отмечает, что прямое сравнение ее квадрантов за несколько лет является не очень правильным, в том числе потому, что за эти годы происходила определенная коррекция методики исследования. Тем не менее мы приводим тут эти графики за последние пять лет, поскольку они все же позволяют увидеть динамику процесса развития конкурентной ситуации.

Еще в 2008 г. сформировалась пятерка лидеров в составе четырех мультивендоров (EMC, IBM, Microsoft, Oracle) и одного “истинного” ECM-поставщика — Open Text. Отметим, что тогда аналитики активно обсуждали вопрос, сможет ли Open Text удержаться в этой группе и не будет ли куплена кем-то из “больших” ИТ-игроков (в первую очередь среди кандидатов называлась SAP, хотя не исключалась и HP). Однако еще два года назад стало понятно, что Open Text и удержалась, и сохранила самостоятельность, сделав ставку на отраслевое сотрудничество, прежде всего с SAP. При этом стоит сказать, что сама SAP, несколько лет присутствуя в магическом квадранте Gartner, в 2010-м исчезла с графика. Как и HP, появившаяся один раз в исследовании 2009 г.

Конечно, количественные оценки показателей бизнеса, используемые для расположения участников “соревнования” на графике, являются довольно приближенными, но все же отметим, что в 2011 г. в большой пятерке происходили видимые изменения: вперед ушла тройка IBM, Microsoft и Oracle.

По данным Gartner, на четыре мультивендора, как и в 2010-м году, приходится примерно половина объема ECM-продаж, однако этот совсем не означает, что данный рынок находится в их руках. Именно в сфере ECM находят широкое применение технологические инновации и новые бизнес-модели, которые активно используют не только большие разработчики, но и компании малого и среднего бизнеса, опережающие в гибкости гигантские корпорации. Говоря об этом, Gartner выделяет четыре ключевые области, которые сейчас определяют развития рынка в целом.

Облака. Развертывание ECM в публичных облаках позволяет предприятиям повысить гибкость в реализации своих новых инициативы в области контента, существенно снизив при этом капитальные затраты на реализацию проектов (приобретение серверов, лицензий на ПО, оплата услуг системных интеграторов). Переход на сервисную модель взаимодействия с оплатой реально потребляемых ресурсов (по числу пользователей, в зависимости от объемов хранимых документов) позволяет снизить размеры развертываемых систем. Тем более что для многих случаев вполне подходит применение файловых серверов, когда никакой кастомизации и интеграции просто не требуется.

Мобильность. Отвечая явному требованию рынка в отношении обеспечения повсеместного доступа и широкого использования смартфонов и планшетов, ECM-системы предлагают сейчас богатый спектр поддерживаемых клиентских устройств, переходя в эру “пост-ПК”. В дополнение в простому мобильному доступу к хранилищам документов многие вендоры разрабатывают специальные интерфейсы, обеспечивающие интеграцию мобильных пользователей в деловые процессы. При этом широко задействуется фото- и видеофункционал устройств, например, для сканирования объектов или ввода штрихкодов.

Аналитика. Аналитическая обработка контента включает сегодня целое семейство технологий, помогающих потребителям получать ответы на интересующие их вопросы. В качестве контента тут чаще всего используются тексты всех видов (традиционные документы, блоги, новостные сайты, дискуссии в социальных сетях и пр.), но активно применяются также аудио-, фото- и видеоданные. Переводя все больше своего контента под управление ECM-средств, компании хотят получать больше отдачи от информации для решения своих деловых задач.

Контент больших размеров. Перевод в ведение ECM-cистем аудио- и видеоинформации поставил перед предприятиями проблему оптимизации усилий по хранению и управлению большими информационными массивами. Это заставляет их, с одной стороны, использовать более изощренные средства архивирования и хранения, а с другой — шире применять услуги аутсорсинга.

Составные части и “четыре мира” ECM

Само название ECM ввела в обиход в 2000 г. компания Gartner. Нужно напомнить, что термин ECM она трактует (www.pcweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=125346) в двух связанных, но все же разных понятиях: как общую стратегию работы с различного рода корпоративным контентом и как набор программных продуктов для управления полным жизненным циклом такого контента.

В целом структуризация ECM-рынка также остается примерно той же, что и 10 лет назад, хотя все же происходят внутренние изменения, связанные с появлением новых технологий и бизнес-моделей. В последние годы Garnter выделяет следующие базовые направления ECM: управление документами, управление веб-контентом (WCM), управление записями (Records management), управление образами документов, управление социальным контентом, управление потоками работ и управление деловыми процессами, а также расширенные ECM-функции.

В то же время для систематизации представления о спектре предложений Gartner предлагает сейчас выделять четыре наиболее динамично развивающиеся группы программных решений — “четыре мира (four worlds) ECM”: для управления транзакционным контентом, для управления социальным контентом, для оптимизации онлайновых каналов, для управления “контентом как инфраструктурой”. Эта классификация отличается от классического варианта категоризации ECM тем. что ориентируется на решение некоторых комплексных задач. При этом Gartner отмечает, что мало кто из вендоров предлагает лидирующие средства во всех четырех направлениях.

Таблица. Доли отдельных направлений на ECM-рынке (Gartner, 2011)


Рыночная доля в 2011 г.,% Изменение в 2011—2010 гг.,%
Управление документами 15 0
Управление Web-контентом 10 0
Управление записями 10 -5
Обработка изображений 15 0
Управление социальным контентом 15 +5
Workflow/BPM 25 0
Расширенные компоненты 10 0