Я приведу ниже некоторые основные мнения по теме, но сначала хочу высказать соображения более общего порядка.
[spoiler]
Главная проблема мне видится в том, что несмотря на то, что мы ведем разговоры о российской софтверной отрасли уже много-много лет, что ассоциация Руссофт уже почти пятнадцать лет проводит какие-то исследования темы, но на самом деле мы знаем о состоянии дел в этой сферез очень мало. Это видно, в том числе, по тому, что тема эффективности этого бизнеса практически вообще не поднималась.
50 тыс. долл. выработки на человека в год – это нормально для "России" (я указал название страны в кавычках, потому что в реальности, назвать бизнес той же EPAM российским трудно назвать, ведь в России трудится менее одной шестой части ее сотрудников). А каковы показатели для подобных аутсорсинговых компании по миру? В Европе, в Азиии, в Америке? Как Россия выглядит в плане эффективности этого бизнеса на мировом фоне?
Ответов на эти вопросы нет.
Тут мне могут сказать: "А что же ты не спросил об этом представителей отрасли на этом самом декабрьском собрании? Ведь для того и проводятся пресс-встречи, чтобы журналисты могли получить информацию из первых рук?"
Нет, отвечу, я. К сожалению, у нас довольно часто (или даже, чаще всего) пресс-мероприятия проводятся так, что вопросы не удается. И пресс-встречи РУССОФТ, как раз из этой категории. Точнее, формально сессия "вопросов-ответов" была, но на нее организаторы отвели всего 15 минут двухчаового собрания. Это не хватило бы даже, если вопросы задавал только я один.
А теперь приведу полученные ответы в Фейсбуке ответы по поводу эффективности софтверного российского бизнеса.
Виктор Вайнштейн: Как, в бытность свою руководитель аутсорсинговой комании, скажу, что цифры абсолютно нормальные. Не надо забывать о менеджерской надстройке и утилизации, с учетом которых на программиста выработка получится порядка 70 тыс долларов в год. Понятно, что у продуктовых компаний выработка может быть выше, но это уже другой передел. |
Михаил Филиппенко Да, однозначно всё так и это неправильно. Мы тут жертвы "детских болезней" по сути. Бизнесом начинали заниматься не бизнесмены, а... технари. Более того - при более низких зарплатах порог вхождения на рынок - ниже. При этом более высокомаржинальные ниши уже крепко заняты профессионалами. Но мы (отечественные компании) органично заняли низкомаржинальные ниши. К примеру, мы окидываем взглядом нашу нишу (в которую входят, а точнее - рядышком сидят, инструменты для DBA, например). Так вот - практически в одной нише сидят Idera (которая за миллиард купила в этом году компанию Embarcadero) и отечественный IB Surgeon (который этого самого миллиарда не зарабатывает и близко). Причем, у последних очень высокотехнологичные продукты, пожалуй, даже более технологичные, нежели у idera. Так в чём же разница? Первые - делают бизнес, а вторые - увлечены технологиями. И да - мы не исключение - цифры примерно такие же в пересчёте на сотрудника. Сейчас вот только (!) занимаемся плотно формированием отдела продаж. |
В ответ на этот комментарий, я задал еще вопрос:
Получается, что мы находится на уровне "низкоквалифицированных рабочих" на мировом ИТ-рынке?
Михаил Филиппенко По сути - да! |
Тут у меня возник еще один вопрос: а чем занимают наши "заказные разработчики" – реализацией тех или иных проектов или аутстафингом (сдача сотрудников в аренду)?
Не очень высокая выработка на человека позволяет предположить, что это больше похоже на аутстафинг.
По этой теме один из экспертов ответил:
И EPAM и Luxsoft занимаются как заказной разработкой, так и сдают внаем тела и умы. Например Боинг покупает людей, а Ситибанк разработку. |
Они нужны, чтобы понять его перспективы, в том числе в масштабах страны.
Пока вырисовывается такая картина: мы находимся в нижней ценовой зоне (по мировым меркам), и развитие идет не экстенсивным, а интерсивным путем (не за счет повышения эффективности, а за счет наращивания численности сотрудников. Причем, судя по всему, наращивается численность совсем не за счет России, а в результате привлечения кадров совсем других стран.
Но в целом ситуация такая же как и в любой отрасли, прямой производитель всегда "низкоэффективен" на любой цепочке.
Та же Idera фактически сама ничего не производит, это аналог наших продуктовых сетей.
Проблема в мировом антимонопольном законодательстве, вернее в его отсутствии. Всегда появится промежуточный контрагент, который заберёт всю маржу использую лоббисткие способы. Единственный способ занять эту звено в цепочке - привезти на рынок сбыта свои войска.