НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Какова эффективность российской экспортной софтверной отрасли

Этот вопрос был поднят в предновогоднем посте Об эффективности работы российских софтверно-ориентированных компаний. Выработка 50 тыс. долл. на сотрудника в год – это как понимать?, который был в свою очередь написан по мотивам прошедшей в декабре встрече представителей сообщества РУССФОТ с журналистами. Я там выразил удивление по поводу приведенных представителя компании EPAM (которая позиционируется как крупнейший софтверных аутсосеров в Восточной Европе) о доходе компании на одного сотрудника – 50 тыс долл. в год, или чуть более 4 тыс. долл. в месяц. По моим представлениям, это довольно мало для передовой софтверной отрасли. Но обсуждение вопроса в социальных сетях, в частности, в Фейсбуке, показало, что эти показатели являются вполне нормальными для российской софтверной отрасли.

Я приведу ниже некоторые основные мнения по теме, но сначала хочу высказать соображения более общего порядка.
[spoiler]
Главная проблема мне видится в том, что несмотря на то, что мы ведем разговоры о российской софтверной отрасли уже много-много лет, что ассоциация Руссофт уже почти пятнадцать лет проводит какие-то исследования темы, но на самом деле мы знаем о состоянии дел в этой сферез очень мало. Это видно, в том числе, по тому, что тема эффективности этого бизнеса практически вообще не поднималась.

50 тыс. долл. выработки на человека в год – это нормально для "России" (я указал название страны в кавычках, потому что в реальности, назвать бизнес той же EPAM российским трудно назвать, ведь в России трудится менее одной шестой части ее сотрудников). А каковы показатели для подобных аутсорсинговых компании по миру? В Европе, в Азиии, в Америке? Как Россия выглядит в плане эффективности этого бизнеса на мировом фоне?
Ответов на эти вопросы нет.

Тут мне могут сказать: "А что же ты не спросил об этом представителей отрасли на этом самом декабрьском собрании? Ведь для того и проводятся пресс-встречи, чтобы журналисты могли получить информацию из первых рук?"

Нет, отвечу, я. К сожалению, у нас довольно часто (или даже, чаще всего) пресс-мероприятия проводятся так, что вопросы не удается. И пресс-встречи РУССОФТ, как раз из этой категории. Точнее, формально сессия "вопросов-ответов" была, но на нее организаторы отвели всего 15 минут двухчаового собрания. Это не хватило бы даже, если вопросы задавал только я один.

А теперь приведу полученные ответы в Фейсбуке ответы по поводу эффективности софтверного российского бизнеса.

Виктор Вайнштейн:
Как, в бытность свою руководитель аутсорсинговой комании, скажу, что цифры абсолютно нормальные. Не надо забывать о менеджерской надстройке и утилизации, с учетом которых на программиста выработка получится порядка 70 тыс долларов в год. Понятно, что у продуктовых компаний выработка может быть выше, но это уже другой передел.

Михаил Филиппенко

Да, однозначно всё так и это неправильно.

Мы тут жертвы "детских болезней" по сути. Бизнесом начинали заниматься не бизнесмены, а... технари.
Более того - при более низких зарплатах порог вхождения на рынок - ниже. При этом более высокомаржинальные ниши уже крепко заняты профессионалами. Но мы (отечественные компании) органично заняли низкомаржинальные ниши.
К примеру, мы окидываем взглядом нашу нишу (в которую входят, а точнее - рядышком сидят, инструменты для DBA, например). Так вот - практически в одной нише сидят Idera (которая за миллиард купила в этом году компанию Embarcadero) и отечественный IB Surgeon (который этого самого миллиарда не зарабатывает и близко). Причем, у последних очень высокотехнологичные продукты, пожалуй, даже более технологичные, нежели у idera.
Так в чём же разница? Первые - делают бизнес, а вторые - увлечены технологиями.
И да - мы не исключение - цифры примерно такие же в пересчёте на сотрудника. Сейчас вот только (!) занимаемся плотно формированием отдела продаж.

В ответ на этот комментарий, я задал еще вопрос:

Получается, что мы находится на уровне "низкоквалифицированных рабочих" на мировом ИТ-рынке?

Михаил Филиппенко По сути - да!

Тут у меня возник еще один вопрос: а чем занимают наши "заказные разработчики" – реализацией тех или иных проектов или аутстафингом (сдача сотрудников в аренду)?

Не очень высокая выработка на человека позволяет предположить, что это больше похоже на аутстафинг.

По этой теме один из экспертов ответил:

И EPAM и Luxsoft занимаются как заказной разработкой, так и сдают внаем тела и умы. Например Боинг покупает людей, а Ситибанк разработку.
К чему все эти разговоры о эффективности софтверного бизнеса?
Они нужны, чтобы понять его перспективы, в том числе в масштабах страны.

Пока вырисовывается такая картина: мы находимся в нижней ценовой зоне (по мировым меркам), и развитие идет не экстенсивным, а интерсивным путем (не за счет повышения эффективности, а за счет наращивания численности сотрудников. Причем, судя по всему, наращивается численность совсем не за счет России, а в результате привлечения кадров совсем других стран.
Ruslan Akhmetzyanov
Если эффективностью назвать количество полученных денег поделённое на человека то да - мы низкоэфективны

Но в целом ситуация такая же как и в любой отрасли, прямой производитель всегда "низкоэффективен" на любой цепочке.
Та же Idera  фактически сама ничего не производит, это аналог наших продуктовых сетей.
Проблема в мировом антимонопольном законодательстве, вернее в его отсутствии. Всегда появится промежуточный контрагент, который заберёт всю маржу использую лоббисткие способы. Единственный способ занять эту звено в цепочке - привезти на рынок сбыта свои войска.

Дмитрий Желвицкий
Эффективность аутосорсинговой софтверной компании напрямую зависит от стоимости рабочей силы. А компании стремятся найти ее подешевле. Если удается, то она эффективна, но с позиции конкурентоспособности, получения крупных заказов, получения прибыли. Epam имеет множество центров разработки. В том числе, в Белоруссии (наверное, на Украине), в Восточной Европе, где программисты подешевле, чем в России, или другие затраты меньше, в Юго-Восточной Азии. А в России есть центры не только в Москве и Петербурге, но и во многих других городах, где ЗП ниже на десятки процентов. Если бы выработка была 20 тыс. долл, то это еще лучше  для аутсорсинговой компании. Ее принцип работы такой. Она показывает заказчику ЗП и все другие затраты. Плюс какая-то фиксированная прибыль. Наверное, около 10%. Тут подход как к другим компаниям (например, продуктовым) не уместен. У продуктовых чем больше выработка на человека, тем лучше. Для аутсорсинговых компаний лучше меньше. Или просто такая выработка, какая есть в соответствии ситуации на рынке труда. Это просто данность. Вот сегодня мороз. Мы ничего не можем изменить (для кого-то это хорошо, для кого-то - плохо), но мороз и есть мороз. Нужно просто принять этот факт.