НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Что дал российским разработчики год борьбы страны на полях импортозамещения?

Тема эта постоянно всплывает сейчас: все же прошел год, это довольно большой срок. Хорошо бы посмотреть и увидеть результаты…
Вчера Сергей Бессонов опубликовал очередной пост по теме импортозамещения – Цели импортозамещения

Вот финальная фраза поста

каковы, как вы считаете, цели импортозамещения?

Прекрасно! Год спустя после начала жарких дебатов и движения по пути импортозамещения, оказывается, мы так и не знаем цели этого процесса!
[spoiler]
Свое понимание целей я изложил в комментарии к посту, а тут хотел бы обсудить вопрос – "каковы реальные результаты импортозамещения за год?"

Сразу скажу: я пытаюсь следить за этой темой, но каких-либо конкретных сведений от тех, кто был у основании этого движения и кто его возглавлял (и возглавляет сейчас), на этот счет не видел. Но вижу результаты на основании собственных наблюдений за положением дел на ИТ-рынке. Получачется – результаты, скорее, даже не нулевые, а отрицательные, усугубляющие и без того тяжелую обстановку на отечественном ИТ-рынке.

Вот две цитаты прошлого года:

Борис Нуралиев (июнь 2014): “Нынешний сложный период в развитии отечественного ИТ-рынка открывает для российских разработчиков новые возможности, нам нужно воспользоваться ими”

Дмитрий Медведев (сентября 2014): "при любом развитии ситуации с санкциями основное внимание надо сосредоточить на подъёме внутреннего рынка, особенно на импортозамещении"

Удалось ли российским разработчикам воспользоваться новыми (интересно – какими именно?) возможностями?
Каковы реальные результаты того, что правительство "сосредоточилось на подъеме внутреннего рынка"? Удалось поднять его?

К сожалению, у меня пока получаются отрицательные ответы.

Одной из моих собственных задач при участии в прошедшей на прошлой неделе конференции "Решения 1С для корпоративных клиентов" (у меня получилось несколько публикаций по мероприятия, последняя тут) – весьма масштабного и представительного собрания – был как раз поиск ответов на эти общеотраслевые вопросы. В данном случае на примере лидера нашей софтверной отрасли.

Кстати, уже после публикации вчерашней статьи, обратил внимание на любопытное совпадение фото статей по конференции прошлого и этого года:



Довольно символично, сама собой напрашивается подпись: "В 2014 году мы были такими, а сейчас – вот такими".

Как сообщил Борис Нуралиев, в 2014 году фирма увеличила объема на 7%. Но эта цифра сама по себе почти ничего не говорит, не имея более детальной информации о структуре бизнеса. Может быть рост достигнут за счет какого-то крупного приобретения (например, рост объема Microsoft в текущем году обеспечивает за счет приобретения очень большого, но убыточного, мобильного бизнеса Нокиа) или за счет рост исключительно игрового направления? Да и рост такой в рублях, на фоне резкого девальвации нашей валюты, трудно оценить по достоинству.

Но дело даже не в финансовых показателях, которые действительно сложно оценивать по достоинству на фоне общих экономических проблем страны. Лучше посмотреть на качественные показатели.

Наверняка, положение 1С на российском рынке усилилось. На малом у нее давно положение близкое к монопольному, на крупном – заметное продвижение. Но при этом что характерно: успехи видно в госсекторе и на предприятиях, ориентированных на внутренний рынок (особенно заметно в ВПК-сфере).
Но я уверен, что такое позитивное развитие бизнеса достигнуто совсем не только с помощью "импортозамещения". Более того, есть предположения, что результаты без ИЗ были были бы весомее.

Там, в Сочи, у меня прошли обсуждения тему и с коллегами-журналистами. С одним из них, мы говорили по поводу возможного принятия нормативных актов (постановление правительства и закон) о создании преференции российским разработчиками при госзакупках. Я высказал, предположение, что такие НА приняты вовсе не будут, а если будут, то пойдут во вред, в том числе тем же российским разработчикам.
Им эти НА могут только создать дополнительные административные трудности, от которых будут избавлены их зарубежные конкуренты. Фактически речь идет о прохождении дополнительной сертификации на звание "российский разработчик". А любая сертификация – это дело довольно затратная.

А данная ("российский разработчик") – и весьма рискованная, непредсказуемая, в силу своей "нетехничности". Это может стать похоже на "чистики" 20-х годов в СССР, когда надо было доказывать свое "пролетарское происхождение" (а потом выяснялось, что ваш двоюрдный дядя имел собственную лавку), или проверки на арийское происхождение в Германии 30-х…

В общем, вопрос обозначенный в заголовке поста, продолжает быть открытым, как минимум, с неоднозначным ответом.
Сергей Крымов
Угу, скучно так наверное...
Или ничего не делать, или делать так уж революцию :-)
Колесов Андрей
Одна из ключевых идей мирной эволюции общества - обеспечение механизмы постоянной сменяемости власти конституционный путем. У нас смена власти чаще всего происходит путем неконституционных форм (хотя иногда и без кровопролитий). Закручиваем все гайки, обеспечивая мир и порядок, и ждем когда рванет по-полной.
Ruslan
как не печально, но это так
конкуренция есть и в тундре и в джунглях, но в первом случае разнообразия и количества меньше
холодно стало в нашей стране для ИТ, журавли на юг собираются