НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Расширять ИТ-департаменты или переходить на ИТ-аутсорсинг?

Вот главный вопрос, который ныне стоит перед лицами, принимающими решения об ИТ-поддержке бизнес-процессов на крупных предприятиях. [spoiler]

Состоявшийся на прошлой неделе III Евразийский CIO конгресс “Российские просторы” (“CIO Конгесс 2013”) задумывался как место бурных дискуссий между представителями заказчиков, вендоров и интеграторов (ведь не секрет, что интересы этих категорий трудящихся иногда весьма сильно различаются). Рекламные выступления были запрещены. Поэтому дискуссии шли в основном на качественном уровне и конкретных цифр было озвучено не так много.

Лично мне из этих немногих озвученных цифр больше всего запомнилась одна. Даже не цифра, а соотношение. Президент Фонда ФОСТАС Евгений Зиндер отметил, что в США, Канаде, Австралии и ряде других ИТ-развитых стран соотношение между количеством ИТ-специалистов в ИТ-компаниях и количеством ИТ-специалистов в компаниях-потребителях выглядит как 1:3.

Но это “у них”. А что “у нас”?

Согласно “Стратегии развития ИТ-отрасли России”, подготовленной АП КИТ совместно с консалтинговой компанией McKinsey & Company и представленной в “РИА Новости” (апрель 2012 г.), Силиконовой Долине (октябрь 2012 г.) и на Общем собрании АП КИТ (ноябрь 2012), в нашей стране сейчас насчитывается около 1 млн. ИТ-специалистов, а соотношение между количеством ИТ-специалистов в ИТ-компаниях и количеством ИТ-специалистов в компаниях-потребителях близко к 1:1.


Естественно, возникает вопрос, в нашей-то стране в какую сторону крупные потребители как “внешних”, так и “внутренних” ИТ-услуг будут плыть?

Станут ли они (на радость интеграторам) переходить на аутсорсинг ИТ-услуг, или (к огорчению интеграторов) будут расширять собственные ИТ-департаменты?


Есть, правда, и третий путь – ИТ-инсорсинг (это когда ИТ-услуги оказывает дочернее предприятие или аффилированное юридическое лицо). Впрочем, на “CIO Конгессе 2013” было отмечено, что в нашей стране успешных примеров выхода на открытый рынок компаний, образовавшихся путем выделения ИТ-департаментов в самостоятельные предприятия, не наблюдается. То есть это явление хотя и имеет место быть, но массовым его не назовешь.

Впрочем, и со степенью распространенности аутсорсинга в нашей стране не все ясно. Одни спикеры “СIO Конгресса 2013” (в основном, представители компаний-интеграторов) с сожалением отмечали, что объемы ИТ-аутсорсинга в России выросли не так сильно, как ожидалось, а другие (как правило, независимые аналитики) указывали на то, что в России такого рода аутсорсинг распространен шире, чем нужно, и в ряде случаев руководители предприятий и организаций совершенно напрасно “режут” штаты своих ИТ-департаментов и даже упраздняют должности СIO и ИТ-директоров.

От того, станет ли наша страна переходить от стихийно сложившегося соотношения 1:1 к характерному для развитых стран соотношению 1:3, зависит многое. Даже объем ИТ-рынка, который, в первом приближении, складывается из трех основных частей: хард, софт и ИТ-услуги (последние IDC делит на шесть видов). Ведь ИТ-услуги, которые ИТ- департаменты оказывают бизнес-подразделениям своего предприятия, как известно, в объем ИТ-рынка не входят. Поэтому, если увеличение объемов потребления ИТ-услуг бизнес-подразделениями отечественных предприятий и организаций будет происходить преимущественно путем расширения внутренних ИТ-департаментов, то общий объем российского ИТ-рынка может даже упасть (за счет сокращения одной из его составляющих).

А ещё от того, станет ли наша страна переходить от стихийно сложившегося соотношения 1:1 к характерному для развитых стран соотношению 1:3, зависит решение вопроса о том, какие именно ИТ-навыки следует прививать студентам технических вузов? Ведь времена ИТ-универсалов канули в Лету: ИТ-внедренцам нужно знать одно, ИТ-эксплуататорам другое, а ИТ-разработчикам – третье…