НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Кому сегодня выгодна борьба с пиратством и кто в нём виноват?

Холодная весна 2013-го ознаменовалась серией мероприятий против компьютерного пиратства. Впечатление от этих мероприятий крайне двойственное.

[spoiler]Предварительно отмечу, что я обеими руками за абсолютное соблюдение требований лицензий на ПО, независимо от страны-производителя софта и вида лицензии -- однако в этом крайне неоднозначном процессе слишком много конфликтных подводных течений, и всем заинтересованным сторонам как минимум необходимо проявлять выдержку, учитывать реальные возможности и соблюдать балансы интересов. Условно говоря, есть закон и есть право, есть буква, и есть дух. Правильно ли штрафовать или сажать в тюрьму бедную женщину, укравшую в аптеке лекарство для больного ребенка? Или гораздо правильнее дать ей это лекарство в лицензионном порядке бесплатно? Тема эта, понятно, болезненная, и тем важнее периодически к ней возвращаться. Сейчас она стала особо актуальной, потому как в последнее время тренд использования легального софта в России снова пошел на спад.

20 марта 2013 года в РИА Новости прошел круглый стол на тему: "Соблюдение авторских прав в России – играть по-честному" (вот пост на эту тема Сергея Голубева).

Однако играть по-честному организаторы предлагают лишь потребителям софта, сами же правообладатели преимущественно жаждут сажать нарушителей в тюрьмы, не желая при этом поступиться и двумя центами собственных интересов. Риторика правообладателей, активно поддерживаемых международными некоммерческими организациями, за последние 20 лет если и претерпела изменения, то только в худшую сторону, все дальше и дальше от конструктивных форм взаимодействия.

По словам директора по консалтингу международной аналитической компании IDC Тимура Фарукшина, "при каждом инциденте, возникающем с домашним компьютером в результате заражения вредоносными программами с пиратского ПО, каждый пользователь теряет в среднем 54 доллара просто из-за потери личного времени и еще 35 долларов - на приглашение специалиста для устранения неполадок. "Многие легальные программы обошлись бы дешевле", - заметил эксперт…
Потенциальный ущерб российских организаций от использования контрафактного ПО прогнозируется в 2013 году на уровне 4,2 млрд долларов…"

http://www.nnit.ru/news/n139424/

А почему кстати эти потери так показательно приведены в долларах? Для удобства отчета перед западными заказчиками?

Какие только страшилки не придумывают пресловутые правообладатели, чтобы запугать пользователей.

IDC впервые озвучила прогноз, какой ущерб в абсолютном выражении может нанести организациям использование контрафактного программного обеспечения. В рамках соответствующего мирового исследования, проведенного по заказу Microsoft, агентство опросило около тысячи корпоративных пользователей и около 270 ИТ-директоров. Для российских организаций, в частности, по оценкам аналитиков потенциальный прямой ущерб от использования пиратского софта в 2013 г. может составить более 4 млрд долл в случае, если одна из тысячи зараженных контрафактных программ, установленных на корпоративных компьютерах, станет причиной утечки данных.
Данная сумма рассчитывалась исходя из затрат организации на обнаружение, определение и восстановление данных в случае их утечки из-за контрафактного ПО, поясняют в IDC. Один такой инцидент, по подсчетам IDC, обходится организации в 1075 долл.


Лукавство данного прогноза очевидно. Почему например взята одна из тысячи зараженных, а не одна из 987, или одна из ста тысяч, из миллиона? Где переведенные на русский методики расчета убытков от инцидентов? Кто их авторы?

Почему контрафакт и зараженный софт связываются друг с другом? Связь такая безусловно существует, и запугивать пользователей таким образом весьма удобно. Но круглый стол ведь называется "играть по-честному", к чему же вся эта масса передергиваний?

За ходом отечественной борьбы с компьютерным пиратством я слежу уже более двадцати лет -- еще в СССР я работал в первом совместном советско-американском предприятии "Диалог", который первым в нашей стране начал продавать лицензионный софт и первым стал давать в СМИ рекламу софта, причем как зарубежного (MS DOS), так и своего (хорошо помню массовые удивления этими фактами), и отмечу, что нынешние правообладатели в своей нескончаемой борьбе с пиратами становятся лишь ожесточённее, а во многом и глупее.
Уши их интересов пришиты белыми нитками.

Барак Обама в нынешнем январе заявил: "Неправильно, когда другая страна позволяет нарушать авторские права на наши фильмы, музыку и программное обеспечение". И вот уже Международный альянс интеллектуальной собственности IIPA предложил закрепить за Украиной статус Prioriy Foreign Country, что означает, что страна официально станет "пиратом № 1" в мире, т.к. ни одна другая страна на сегодняшний день такого статуса не имеет. Правительство США в течение двух-трех месяцев примет соответствующее решение.

Решение принимается на уровне президентов и правительств! Тут начинаются политические игрища, где прежде всего отыскиваются рычаги давления на оппонентов, и говорить о нормах авторского права имеет смысл только уже в контексте заморских государственных интересов.

В Priority Watch List входят Аргентина, Чили, Китай, Коста-Рика, Индия, Индонезия и Россия.
в отношении Украины начато специальное расследование о лишении льгот в рамках программы
"Генерализированной системы преференций".


Напомню, что Генерализированная система преференций США предоставляет право экспортировать товары в Америку по льготным ставкам пошлин. Пользуется ей и Россия.

В 2002 г. Киеву уже блокировали возможность пользоваться упомянутыми льготами и восстановили их через четыре года после введения уголовной ответственности за производство контрафактных дисков.
То есть США требуют от других стран сажать в свои тюрьмы граждан Украины, а скоро и России, коли их действия затрагивают финансовые интересы Америки!

Далее -- как американские правообладатели наносят точечные удары по национальной экономике и готовят для России полицейский спецназ охоты за нарушителями копирайта. И что надо сделать, чтобы без "помощи" американских НКО изменить ситуацию с лицензионным софтом в России в лучшую сторону за считанные месяцы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, как вы понимаете.
Сергей Бобровский
Россию тоже скорее всего не признают, но Украиной пугать будут...
Сергей Бобровский
Более того, потери от зараженной лицензионной программы возможно даже будут больше, нежели потери от зараженного контрафакта, так как надо искать лицензионный ключ для восстановления, а вдруг там ограничение на число установок, итд.
Сергей Бобровский
Ну да, у нас пока в основном только риторика на эту тему...