НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

“Государственные” и “корпоративные” ИТ-директора живут в непересекающихся ИТ-мирах

Как вы думаете, чем должен хвастаться соискатель кресла ИТ-директора перед потенциальным работодателем? Как выяснилось, вовсе не своими международными сертификатами (они, само собой, должны быть “по умолчанию”) и количеством корпоративных сетей и баз данных, “обустроенных” им в “прошлой жизни”. А совсем другим.[spoiler]

Прежде всего он должен продемонстрировать потенциальному работодателю, какую пользу он может принести его бизнесу за счет грамотного построения ИТ-инфраструктуры предприятия. Именно к такому выводу практически единодушно пришли все участники конференции “День карьеры ИТ-менеджера 2011”, прошедшей 12 мая и организованной компанией Cleverics.

Речь на этой однодневной конференции шла о том, как ИТ-менеджерам строить свою карьеру, какие существуют подходы к формированию эффективной команды ИТ-отдела и так далее. Среди прочего, на конференции отмечалось, что желающих стать ИТ-директорами много, но людей, имеющих соответствующие знания и навыки, сильно меньше. Может, на порядок, а может и на два (что было подтверждено конкретными примерами с использованием пяти уровней “фильтрации” соискателей).

Но о том, какими именно знаниями и навыками должен обладать грамотный ИТ-директор и как он должен преподносить себя потенциальному работодателю, сейчас рассказывать не буду. Это тема отдельного обстоятельного разговора.

Если говорить коротко, то практически все спикеры “Дня карьеры ИТ-менеджера” (как руководители-практики многосотенных коллективов, так и консультанты-теоретики) сошлись во мнении, что современный ИТ-директор (или, как говорят на Западе, CIO) должен быть не столько ИТ-специалистом (в просторечии -- технарем), сколько активным менеджером, умеющим строить отношения с людьми разных специальностей и ставить перед подчиненными правильные цели.

Сейчас же хочется обратить внимание вот на что. По ходу дела выяснилось, что среди ИТ-специалистов, проходящих в Cleverics различные курсы повышения квалификации, все чаще встречаются лица, которые обучаются не за счет пославших их компаний, а за свой собственный счет. Тем не менее, пока на долю последних приходится лишь около 20% слушателей различных курсов, организуемых Cleverics.

Но самое интересное заключается в том, что повышением квалификации своих ИТ-специалистов озабочены лишь коммерческие структуры. Во всяком случае, из частного разговора автора данных строк с генеральным директором Cleverics Олегом Скрынником следует, что в истории его компании ещё не было случая, чтобы к ним был направлен на прохождение тех или иных курсов повышения квалификации кто-либо из сотрудников ИТ-отделов органов государственной или исполнительной власти.

А ведь в нашей стране государство является одним из основных потребителей “софта” (ПО), “железа” (оборудования) и ИТ-услуг. По данным аналитических компаний, госструктуры потребляют (формируют) почти половину отечественного ИТ-рынка. Стало быть, в нашей стране общее количество “государственных” ИТ-директоров (руководителей ИТ-департаментов федеральных и региональных органов власти) и прочих ИТ-специалистов должно примерно совпадать с общим количеством их “корпоративных” коллег, работающих в коммерческих предприятиях.

Но получается, что на практике миры “государственных” и “корпоративных” ИТ-директоров являются “параллельными”, то есть никак не пересекаются. И если у бывшего “корпоративного” ИТ-специалиста ещё есть шансы, опираясь на свои знания и опыт, занять кресло “государственного” ИТ-директора, то “обратный ход” практически невозможен. Ведь государственные структуры ориентированы не на достижение коммерческих результатов, а на выполнение директив вышестоящих органов.

Поэтому бывший руководитель ИТ-департамента регионального или федерального масштаба ну никак не может представить “коммерческому” работодателю доказательства того, что он в состоянии не просто руководить командой, “поддерживающей на плаву” инсталлированное ПО или оборудование (пусть даже и весьма сложное), но и повысить рентабельность бизнеса работодателя за счет подбора эффективной команды ИТ-отдела (а это десятки, сотни, а то и тысячи специалистов) и грамотного построения ИТ-инфраструктуры предприятия.

Или все же может? Вы-то как считаете?
Мельников Виктор Алекс
Все правильно. IT-директора должны знать предметную область. Должны знать как формируется себестоимость выпускаемой продукции, чтобы поставить задачу программистам по ее разработке и внедрению. Имеется ввиду разработать программное обеспечение по формированию себестоимости выпускаемой продукции. На стадии внедрения пусть даже купленной технологии все равно требуется корректировка  программного обеспечения если IT-директор хочет получить от нее пользу для своей компании. Сейчас IT- директора - это обыкновенные бюрократы, боящиеся сильных специалистов по любым направлениям. Им помогают руководители компаний,которые не лезут в это направление и естественно не знают, как из него получить пользу. Менеджеризм убил специалистов по разработке прикладного программного обеспечения. Нет принципиально новых технологий. Все программные продукты автоматизируют  существующие структуры, существующие технологии, существующий  импотенциизм. Пока так.
Елена
Думаю, что это сравнение, "государственные" и "корпоративные" относится практически ко всем должностям, а не только к IT. Вот к любой должности можно применить: инженер, секретарь, бухгалтер и т.д. Все перечислять не буду.
В коммерческой среде работают более квалифицированные люди, нежели в государственной.
Потому что им надо каждый день бороться за существование в компании, за зарплату и ее повышение, доказывать свою пользу фирме. Потому они и квалификацию свою повышают и чаще всего за свой счет, а не за счет фирмы. Кроме того, "коммерческие" сотрудники задумываются о своей квалификации для повышения своей конкурентоспособности, понимая, что любое новое знание - это вклад в свою копилочку знаний, которые пригодятся и на другой работе.
А "государственным" сотрудникам ничего этого не нужно. Сидят себе до пенсии и сидят......