Мобильный оператор «Скартел», работающий под торговой маркой Yota, в начале сентября запустил оригинальный тестовый проект по доставке своим абонентам SIM-карт с помощью легких беспилотных летательных аппаратов — дронов-квадрокоптеров. Ожидается, что такой экстравагантный способ подписки будет интересен и клиентам, и самой компании, поскольку позволит ей снизить операционные расходы при продаже SIM-карт в условиях экономического кризиса.

Yota, дочернее предприятие «МегаФона», работающее по принципу Mobile Virtual Network Operator (MVNO), ориентирована преимущественно на продвинутую молодежную аудиторию. За свою сравнительно короткую восьмилетнюю историю она неоднократно выступала сетевым первопроходцем и проводником самых современных технологических инициатив в области беспроводного широкополосного доступа.

«Наша компания первой в стране предложила пользователям доступ к быстрому мобильному Интернету 4G на основе технологии WiMAX, построила первую в России коммерческую сеть LTE в Новосибирске, а также внедрила коммерческую сеть LTE-Advanced со скоростью свыше 300 Мбит/с, — перечислил Владимир Добрынин, операционный директор Yota. — Сегодня мы продолжаем серию нестандартных технологичных проектов и первыми в мире среди мобильных операторов запускаем доставку SIM-карт дронами».

Робототехнический проект с дронами делается в рамках корпоративной программы Yota Futureproof, в ходе которой со временем планируются также эксперименты по 3D-печати и сенсорным устройствам. По его словам, компания собирается проанализировать эффективность и полноценно внедрить квадрокоптеры в свои бизнес-процессы.

Получить SIM-карту Yota новым способом можно будет со 2 по 30 сентября в четырех специальных точках Yotaport в Москве: они есть на территории института «Стрелка», в парках «Музеон» и «Сокольники», а также у павильона Политехнического музея на ВДНХ. Чтобы воспользоваться инновационным способом доставки клиенту достаточно прийти в Yotaport с паспортом. Представители оператора помогут заполнить и подписать заявление на оказание услуг, после чего через 1-2 минуты прилетит дрон с SIM-картой.

Пользователям Yota доставка SIM-карты обойдется бесплатно. Каждый Yotaport будут обслуживать два дрона. Компания рассчитывает, что с помощью дронов при благоприятных погодных условиях ежедневно можно будет доставить до 700 SIM-карт. В случае положительных результатов эксперимента Yota намерена в 2016 г. запустить доставку SIM-карт с помощью дронов в нескольких крупнейших городах России.

Между тем, некоторые аналитики отнеслись к данной инициативе довольно скептически и в большинстве своем не увидели никаких преимуществ в новой форме доставки SIM-карт: собственно дроны ничего существенного в процесс продажи карт не вносят, а только усложняют его и увеличивают численность персонала при обслуживании. Это — чистая PR-акция, считают они.

«Это и бизнес, и PR, — уверяет Владимир Добрынин. — Мы уменьшаем операционные расходы. Это наш ответ кризису. По нашей оценке, открытие одной точки для дронов стоит меньше, чем открытие одной розничной точки, а доставка с помощью дрона обойдется в 400 руб., это дешевле доставки курьером, которая обходится в Москве в 500 руб.».

Стоимость нового проекта Yota — около 3 млн. руб. В эксперименте используются летательные аппараты зарубежного производства, поскольку отечественных конструкций такого типа на рынке пока нет. В принципе, российский рынок беспилотников последние годы развивается ускоренными темпами, но пока коммерческих продуктов еще не так много, В целом, по оценкам экспертов, на РФ приходится менее 1% мирового рынка беспилотников.

Каждый дрон, участвующий в доставке SIM-карт, стоит 107 тыс. руб., говорят представители фирмы Copter Express, участвующей в данном эксперименте и поддерживающей «летную» сторону проекта. Для обеспечения работоспособности аппарата в течение рабочего дня необходимо иметь четыре комплекта аккумуляторов, каждый стоимостью 11 тыс. руб. Сами квадрокоптеры достаточно надежны и способны совершить до 10 тыс. вылетов.

Полеты дронов в специально отведенных местах, вдали от стратегических объектов и авиатрасс не нарушают статью 11 Воздушного кодекса РФ и не представляют угрозу безопасности воздушного движения, уверен Олег Понфиленок, генеральный директор Copter Express. И все же все полеты дронов в рамках данного эксперимента застрахованы от возможных происшествий на 2 млн. руб. Кстати, хотя в проекте и используются зарубежные беспилотники, вся «обвязка» аппаратов (контейнеры для груза, механизм сброса пакета, программное обеспечение) сделаны в России.

Версия для печати (без изображений)