Про спутниковые навигаторы придумано много разных анекдотов, иногда очень похожих на реальные истории. В частности, из уст в уста передается история о том, как в селе Бухалово две бабульки с утра занимают место на лавочке, лузгают семечки, и смотрят, как в чисто поле время от времени выезжают внедорожники, отчаянно буксуют, а потом затихают.

- Опять по навигатору ехал, — вздыхает тогда одна из старушек.

Также большую популярность приобрела история о некоем несчастливом заборе, куда через два дня на третий обязательно въезжает фура, ибо на карте дорога проходит прямо через забор. Много анекдотов о навигаторах и блондинках типа “блондинка купила навигатор, чтобы не заблудиться, но в результате заблудился навигатор” и “почему наш навигатор замолчал? Наверное, он кому-то другому сейчас дорогу объясняет”. Также существует известный афоризм о том, что настоящее одиночество — это когда в машине пререкаешься с навигатором.

Недавно PC Week/RE писал о российском рынке навигаторов и подводил итоги 2010 г. в этой области. Сейчас пришло время сосредоточиться на рынке навигационного ПО.

“Еще полтора года назад этот рынок в России уверенно шел к монополии, — говорит Марина Рожкова, директор собственного информационно-аналитического агентства, — речь идет о компании “Навител”, подавившей конкурентов за счет развития региональной картографии, что позволило предприятию охватить максимальную территорию. При этом у зарубежных конкурентов — Tele Atlas и Navteq — в это время наблюдались трудности, в частности, первая компания просто закрыла свой офис в России, а вторая вела пассивную политику, ее вялая деятельность была обусловлена восприятием России как периферии бизнеса. Также потеряло свои позиции ПО “Автоспутник” компании “Навигационные системы”. Это произошло ввиду недостаточного внимания к развитию продукта, а также слабому продвижению на рынке. Бренд попросту забыли. В результате компания растеряла на рынке все свои позиции. Около месяца назад вышла пятая версия этой программы, но, вероятнее всего, ее ждет провал”.

Другими словами, еще год назад рынок “на всех парах” летел к монополии “Навитела”. Тем не менее, интрига оказалась более запутанной, чем можно было предположить. “Год назад, — рассказывает г-жа Рожкова, — на рынке начались активные телодвижения. К существующим игрокам присоединились новые сильные бренды, в частности, компания “Сидиком” начала активно продвигать ПО “Прогород”. Это предприятие сформировало крупнейшую команду картографов из 150 специалистов, вложив в разработку региональных карт несколько миллионов долларов. Общие инвестиции в проект оцениваются в уже в 8 млн. долл, рекордную для рынка сумму. В итоге “Сидиком” умудрилась сделать качественную картографию многих регионов, а также смогла предложить решения для платформ Samsung Bada и Apple iPad. При этом качество предлагаемого “Сидикомом” продукта “Навителу” не уступало”.

К слову, опрос, проведенный на сайте пользователей ОС Bada, показал, что 47% из них используют ПО “Прогород”, и 42% — “Навител”.

“Также поднял голову “СитиГИД”, продукт компании “МИТ”, который ранее пользовалась популярностью исключительно в Северо-Западном регионе, — продолжает Марина Рожкова, — последние полтора года компания активно развивала проект. Одним из факторов успеха стало привлечение к развитию растущего сообщества пользователей продукта. В настоящее время “СитиГИД” предлагает, по моему мнению, которое подтверждается статистикой, наилучшее навигационное решение для iPhone в России — даже несмотря на то, что приложение “Навител” для iPhone распространяется бесплатно, большинство пользователей отдают предпочтение “СитиГИДу”.

Что касается новинок, то в 2010 г. на рынок вышла новое навигационное ПО iДа на базе карт Navteq, которое предустанавливается на большинство продуктов компании “Вобис Компьютер”, в частности те, что продаются под торговой маркой Highscreen, а также на все Android-коммуникаторы бренда Gigabyte GSmart. В прошедшем году компания “Контент мастер”, входящая в состав АФК “Система” и продвигающая продукты под брендом Shturmann, отказалась от использования навигационного ПО “Навител” и iGo и представила на рынке собственное решение на базе карт Navteq. Сейчас компания активно разрабатывает навигационное ПО для смартфонов.

“Таким образом, — резюмируют г-жа Рожкова, — на рынке наметился этап перераспределения позиций. В частности, идет усиление игроков, ранее находившихся в тени, и появление новых участников рынка с заметными амбициями. Вероятно, что в будущем позиции “Навитела” несколько ослабеют и продукт потеряет некоторую долю рынка. Также ожидается усиление конкуренции в среде онлайн-сервисов навигации. Например, активно развивается “Яндекс”. Я не исключаю скорого выхода этой компании на рынке офлайновых решений. Что касается Mail.ru, то за последние год его команда подключила к своему картографическому сервису новые карты, а также пробки от “СитиГИДа”. Набирает силу и сервис Google.Maps. Усиливается “Рамблер”, с недавних пор использующий пробочный сервис “Прогород”".

Что касается конкретных цифр, то по подсчетам компании SmartMarketing, на рынке персональных навигаторов в 2010 г. доля ПО "Навител” составила 72,2%, “СитиГИД” расположился на втором месте с 11,0%, ПО Garmin ("Навиком") получил бронзу с 7,5%. Доля “Прогорода” составила 4,5%, ПО Navteq — 3,9%. Еще 0,9% — другое. Иная картина в случае ПО для портативных устройств, включая коммуникаторы и смартфоны. Доля ПО “Навител” для этого типа устройств составила в 2010 г. 41%, продукты Navteq заняли вторую ступень пьедестала с 13,3%, на третьем месте — “СитиГИД” c 7,4%. ПО Garmin ("Навиком") заняло долю в 6,3%, другие системы — 32,1%.