Рынок PLM (Product Lifecycle Management) сейчас на подъеме. По оценке аналитической компании CIMdata, в прошлом году его объем увеличился на 10,4% и достиг 20,1 млрд. долл., а к 2011-му он вырастет предположительно до 30 млрд. долл. (pcweek.ru/?ID=628993). Подобная тенденция предопределяет интерес к данному сегменту со стороны крупных разработчиков ПО и способствует обострению конкуренции между ними. В частности, приобретя в мае нынешнего года компанию Agile, корпорация Oracle получила в свое распоряжение PLM-решения для отраслей высоких технологий, медицины, промышленности, производства фасованных товаров и вышла в те сегменты, где традиционно доминировали бизнес-приложения SAP (pcweek.ru/?ID=630124). К тому же на рынке PLM появился еще один гигант после того, как концерн Siemens купил одного из ведущих поставщиков PLM-продуктов компанию UGS.

SAP, начавшая выпуск PLM-продуктов еще в 2000 г. и сейчас имеющая порядка 5500 заказчиков в разных странах мира, также намерена предпринять ряд мер по укреплению своих позиций в сегменте. К этому ее, несомненно, подталкивает и не слишком высокое место в общем рейтинге (по данным CIMdata, компания занимает девятое место на рынке PLM), и недостаточно высокие по сравнению со среднерыночными темпы роста доходов по направлению PLM (по информации аналитической фирмы AMR Research, в 2006-м рост данного направления у SAP составил 8%). В связи с этим руководство компании недавно обнародовало план развития своих PLM-продуктов до 2010 г.

Судя по заявлениям представителей SAP, основная идея этого плана состоит в том, чтобы расширить возможности нынешних PLM-приложений и открыть к ним доступ специалистам за пределами конструкторско-технологических отделов. Ведь, как известно, технология PLM берет свое начало в индустрии САПР, и до последнего времени основными пользователями этих систем были конструкторы и технологи.

К концу нынешнего года SAP намерена дополнить PLM-приложения новыми средствами управления ресурсами и проектами, направленными на ускорение выпуска продукции в продажу. В течение же 2008-го основное внимание будет уделяться упрощению пользовательского интерфейса за счет внедрения ролевых механизмов. Доступ к функционалу будет происходить с учетом роли пользователя на предприятии. Предполагается, что такой подход позволит облегчить сотрудникам работу с PLM-системой и получить больше отдачи от ее использования.

В 2009-м главным направлением станет интеграция различных процессов, относящихся к разработке и производству продукции. Новый функционал даст возможность управлять информацией, создаваемой на этапах концептуального проектирования, конструкторской подготовки, конфигурирования изделия, разработки техпроцессов и текущей эксплуатации, в единой интегрированной системе, доступной не только конструкторско-технологическим подразделениям, но также и отделам продаж, маркетинга и поддержки.

И, наконец, на 2010-й намечено усилить работу с данными реального времени, поступающими от сенсоров, RFID-меток и штрихкодов, а также обеспечить интеграцию с ведущими инструментами цифрового производства, такими как Delmia (Dassault Systemes) и Tecnomatix (UGS).

Комментируя планы SAP, аналитики подчеркивают их важность для компании. По словам Эдда Миллера, президента CIMdata, это самый амбициозный анонс компании в области PLM из всех, ею сделанных. По его словам, судя по опубликованным планам, SAP хорошо знает свои слабые места и хочет от них избавиться.

Мимо внимания экспертов не прошло и то, что SAP в отличие от Oracle намерена создавать новый функционал самостоятельно, а не наращивать его за счет поглощения других игроков. Для этого компания планирует увеличить инвестиции в разработки в области PLM, однако конкретную сумму не называет.

Еще одно различие между стратегиями Oracle и SAP состоит в том, что первая предлагает систему Agile в виде автономного продукта, причем иногда пользователям ERP-комплекта SAP, а вторая — продает PLM-приложения в качестве дополнений к своему ERP-пакету и не собирается менять такой подход, объясняя это тем, что только так на производственном предприятии можно создать единую среду для тесного взаимодействия всех внутренних подразделений и внешних подрядчиков.

План SAP направлен на то, чтобы расширить возможности нынешних PLM-приложений компании и открыть к ним доступ широкому кругу специалистов.

Что касается влияния этого события на российский рынок PLM, то здесь мнения специалистов разошлись. Так, Дмитрий Оснач, заместитель директора по маркетингу компании АСКОН, считает, что эффект если и проявится, то нескоро: “Ожидать активности на нашем рынке ранее, чем SAP реализует объявленные планы, т. е. до 2010-го, не стоит. Потребуются годы на локализацию ПО, адаптацию решений под особенности отечественного производства, подготовку партнерской сети и продвижение”. Он не исключает возможности подписания в этот период двух-трех контрактов с крупными отечественными машиностроительными предприятиями, но скорее с имиджевой целью, чем с практической. Однако в дальнейшем SAP может стать более заметным PLM-игроком в России, полагает г-н Оснач: “Наш рынок перспективный, темпы роста значительно опережают общемировые, ведущие зарубежные разработчики PLM-систем активно инвестируют в нашу страну”.

Впрочем, по словам Константина Кудашева, эксперта московского представительства SAP, у корпорации в России и так уже немало заказчиков PLM-продуктов. В их числе компании “Лукойл”, “Салаватнефтеоргсинтез”, “Сургутнефтегаз”, “Джи Эм-АвтоВАЗ”, “Корпоративные сервисные системы”, “Территориальная генерирующая компания № 9” и др. К тому же, считает он, реализация программы развития PLM позволит расширить данный список.

Это мнение разделяет и Давид Левин, генеральный директор компании “Ледас”: “Шаги SAP в сторону PLM могут иметь намного более серьезные последствия для российского рынка, чем недавние действия Oracle. Во-первых, Oracle контролирует порядка 20% российского рынка ERP, а SAP около половины и плюс к тому активно работает с машиностроительными предприятиями — главными потребителями решений PLM. Не исключено, что эти заказчики продолжат сотрудничество с SAP и в области PLM. Во-вторых, SAP самостоятельно создает PLM-продукты, тем самым, обеспечивая их совместимость со своими ERP-приложениями, а Oracle еще лишь предстоит решить задачу интеграции Agile с собственными решениями. И в третьих, в нашей стране рынок PLM пока только развивается и далек от насыщения, а на Западе почти все крупные компании уже сделали выбор поставщика, и битва за клиента перешла в сегмент СМБ”.

Версия для печати