Спрос на сервисы сотовой связи м обмена данными рождает предложения

Беспроводные корпоративные сети для многих реселлеров давно уже стали привычной областью деятельности, однако бурное развитие мобильных технологий и устройств открывает здесь множество интересных перспектив. Особенно большое внимание привлекает в последнее время сотовая связь, которая предоставляет богатейшие возможности для развертывания новых сервисов.

В ключевой роли мобильных беспроводных систем полностью убежден Гари Мижейрос, сооснователь и вице-президент фирмы Global On-Line Computers — поставщика решений из шт. Техас. Он настолько уверен в их значении для своего бизнеса, что решился потратить 45 тыс. долл. на оценку потенциальных возможностей удаленного доступа через сотовую связь к внутренним корпоративным сетям. “Вооружившись лаптопом с беспроводной картой, IP-телефоном и маршрутизатором, я получаю в свое распоряжение все функции IP-телефонии как в основном офисе, так и в любом другом месте, — поясняет он свою задумку. — Мне не составляет труда подключиться по сети без проводов к офисной рабочей станции и запустить на ней любое приложение. Забудьте о копировании документов на ноутбук с помощью кабеля или флэш-памяти, они и без того всегда у вас под рукой”.

И похоже, деньги Мижейрос потратил не зря: мобильные сети, как ожидается, будут все активнее применяться для обмена данными. Если сечас такого рода сервисами в США пользуются 11 млн. сотрудников различных организаций, то к 2010 г. их количество может возрасти втрое, — такой прогноз дает исследовательская компания Yankee Group. По ее данным, на сегодняшний день к числу мобильных пользователей смело можно отнести 39% всех американских работников, а это ни много ни мало порядка 51 млн. человек.

И далеко не всем из них нравится, что выйти в Интернет по Wi-Fi можно лишь из гостиничного номера или кафе. Сотовая же связь (в виде протоколов GPRS/EDGE либо HSDPA) создает отличную альтернативу, начисто избавляющую от привязки к какому-либо месту, что прекрасно понимают поставщики решений. Благодаря ей клиенты Sprint, T-Mobile, Verizon и других крупных операторов получают возможность отказаться от услуг по передаче данных по кабельным сетям, за которые выкладывают 30—40 долл. в месяц, и обратиться к поставщику решений, чтобы тот установил на их ноутбук или коммуникатор беспроводную плату, настроил ее и подключил, а затем взял на себя техническую поддержку решения. После этого сотрудник, где бы он ни находился, сразу получает доступ к данным в сети своей компании и инструмент для управления ими на расстоянии.

Кроме того, поставщики решений снабжают беспроводные сотовые системы программными клиентскими технологиями виртуальных частных сетей, что позволяет работать с корпоративными ресурсами через безопасные туннели. Предлагают они и резервирование данных по сотовым сетям, чтобы работа не прерывалась даже в чрезвычайных ситуациях.

Точно в яблочко

В условиях, когда рынок Wi-Fi вот-вот подойдет к точке насыщения, поставщикам решений приходится искать новые пути развития своего бизнеса. Одним же из самых перспективных направлений является беспроводная сотовая связь третьего поколения, считает Пол Джиобби, президент системного интегратора Zumasys из Калифорнии. “В целом ряде вертикальных отраслей, включая производство и сбыт, строительство и банковское дело, множество сотрудников работает на удалении от офиса, — отмечает он. — А это значит, что мобильная сотовая связь обещает коренным образом изменить порядок взаимодействия с такими пользователями и схему обслуживания клиентов”.

По словам этого специалиста, свободно переключаться между сотовой сетью и Wi-Fi вполне позволяет чисто программный клиент под названием Mobility XE, который выпускает фирма NetMotion Wireless, а для работы с офисными приложениями можно воспользоваться пакетом Citrix Systems. При такой конфигурации пользователь получает полномасштабное беспроводное решение, после чего может обращаться к документам своей организации, где бы ни находился.

Джиобби, как и Мижейрос, считает, что его компания — хороший пример для подражания. “Мы снабдили сотрудников легкими лаптопами с беспроводными модемами, — рассказал он. — В результате любой из них может за какие-то пятнадцать минут войти в сеть и начать предметный разговор с клиентом о стоимости того или иного продукта”.

Мижейрос, правда, признает, что его проект пока находится в стадии экспериментов, а подобные решения все еще слишком дороги для небольших компаний. Тем не менее проводимая работа позволяет оценить потенциальные возможности технологии, разобраться с возникающими проблемами и проложить дорогу в будущее. Спрос на беспроводной обмен данными, по наблюдениям Мижейроса, постоянно растет: клиенты Global On-Line все чаще обращаются к нему за сложными решениями Wi-Fi, в том числе и с применением цифровых сотовых сетей: “Некоторым нашим покупателям доступ в Интернет и корпоративную сеть насущно необходим 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, где бы они ни находились”.

Примеру Global On-Line и Zumasys наверняка последуют многие другие реселлеры и интеграторы. Аналитик из IDC Лесли Розенберг, скажем, прогнозирует, что в ближайшие год-полтора интеграцией лаптопов с беспроводными ЛВС и сотовыми сетями вплотную займутся порядка 45% таких компаний. “Беспроводные технологии становятся все совершеннее, — констатирует она. — Те, кто первыми сумеют связать их возможности воедино и повысить эффективность своего персонала, получат несомненное преимущество и вполне смогут рассчитывать на хорошую прибыль”.

Взросление беспроводных систем

Отраслевые наблюдатели уверены: когда дело доходит до выбора беспроводной технологии, компании предпочитают держать синицу в руке, а не смотреть на журавля в небе. Кто, спрашивается, станет возиться с технологией исключительно ради удовольствия? Она должна работать!

Исходя из этого фирма-дистрибьютор Ingram Micro в 2006 г. решила свести воедино весь накопленный опыт применения мобильных систем."Беспроводные технологии становятся все удобнее и доступнее, а сети все быстрее, — говорит старший менеджер подразделения беспроводных средств Марк Кьюта. — А с появлением Windows Mobile на всевозможных смартфонах и коммуникаторах клиентам стало еще проще выйти в мир без проводов”.

Имея при себе устройство под управлением Windows Mobile, можно звонить по телефону, получать электронную почту, планировать рабочее время, вести календари и списки контактов, выходить в Интернет, обмениваться текстовыми сообщениями, пользоваться мобильными версиями Word и Excel, просматривать презентации PowerPoint и документы в формате PDF с помощью Adobe Reader. А платформа разработки Windows Mobile позволяет реселлерам размещать на таких устройствах приложения сторонних производителей и создавать вполне качественные корпоративные беспроводные системы. Чтобы компаниям нового типа было проще освоиться в таком мире, Ingram Micro предлагает образовательные программы и информацию о продукции, о ведении сбыта и маркетинга. “Кроме того, мы принимаем на себя роль ведущего подрядчика операторов беспроводной связи и в этом качестве помогаем реселлерам становиться их субподрядчиками, — рассказывает Кьюта. — В результате они получают возможность самостоятельно и оперативно активизировать любые новые сервисы в сотовой сети, что приносит дополнительный доход. А ведь чем шире портфель услуг, тем прибыльнее бизнес”.

По оценке Кьюты, только активация объединенного сервиса голоса и данных для одного пользователя способна принести реселлеру пару сотен долларов. Да вот сами компании-заказчики воспринимают такие прогнозы довольно скептически. Дело в том, что такие же устройства пользователям нетрудно приобрести в обычных магазинах, и чтобы привлечь клиентов, реселлерам приходится продавать их себе в убыток, компенсируя потери за счет доходов от расширения услуг.

“Продажа таких устройств чаще всего приносит одни убытки”, — признает Кенни Голд, президент компании Star Communications, которая вот уже 20 лет распространяет сотовые решения и межплатформенные программные пакеты. С учетом этого Голд строит свои мобильные решения на базе BlackBerry. Эти интегрированные устройства фирмы RIM носят универсальный характер, чем выгодно отличаются от тех, что предлагают своим клиентам телефонные компании. “Многие реселлеры ничего за активацию услуг не получают, особенно когда работают с телефонными операторами напрямую”, — отмечает и Джиобби. К тому же по его наблюдениям портфели услуг телефонных компаний довольно скудны. “Они привыкли к голосовым сервисам, а не к передаче данных, поэтому все внимание сосредотачивают на крупных контрактах, — констатирует специалист. — Разместить здесь рядовую заявку не так-то просто”.

В отличие от производителей оборудования и приложений, которые охотно доверяют продажу своей продукции посредникам, операторы связи больше полагаются на собственных агентов сбыта. Вот только, как отмечают отраслевые наблюдатели, они мало что могут предложить своим клиентам, кроме простых услуг связи. “Телефонные компании все еще не научились пакетировать мобильные беспроводные сервисы так, чтобы в корне изменить жизнь клиентов”, — считает Лайза Пирс, аналитик из фирмы Forrester Research. В частности, отмечает она, крупные компании не могут похвалиться заказными беспроводными решениями, которые отвечали бы конкретным потребностям бизнеса. А ведь для небольших организаций во многих случаях гораздо удобнее связь без проводов (это экономит им средства на прокладку кабеля к временным офисам), да и более крупные компании малого и среднего бизнеса предпочитают поддерживать телефонную связь и обмениваться данными без разветвленной кабельной инфраструктуры. “В результате у реселлеров появляется отличная возможность закрыть образовавшуюся брешь”, — заключает Пирс.

С этим полностью согласен и Дуг Милиори, вице-президент по развитию бизнеса компании ADC Technologies Group: “Операторы связи просто не умеют продавать приложения”. К тому же, по его мнению, многие игроки на рынке мобильной связи пренебрегают малым и средним бизнесом. Но ADC в их число не входит. Как рассказывает Милиори, его компания в этом секторе работает уже десять лет и всегда очень много внимания уделяет средствам автоматизации целевых поставок и складирования. Начав с простенького решения на базе устройств Telnet и примитивного терминала для чтения штрихкодов и сбора данных, сегодня она вышла на уровень полевых решений, поддерживающих связь с корпоративными приложениями по широкополосным каналам. “За последние годы появилось все необходимое для компоновки таких решений”, — отмечает Милиори, имея в виду операционную систему Windows Mobile, многофункциональные устройства, широкополосные сервисы, вполне доступные цены и накопленный пользователями опыт.

Коньком ADC являются мобильные складские решения. Для беспроводного сбора данных, отслеживания и инвентаризации товаров в них используются различные мобильные сканеры и терминалы сбора данных фирмы Symbol Technologies, которая недавно перешла в руки Motorola. “Нам остается только собрать всё вместе и предложить готовую систему тем, кто работает на выезде”, — утверждает Милиори.

Крученый мяч

На пути к беспроводным сотовым сервисам поставщики услуг наталкиваются на своего рода “крученый мяч” операторов связи. Дело в том, что на территории США используются два соперничающих между собой формата широкополосной связи. Sprint и Verizon поддерживают стандарт CDMA2000 (и, разумеется, работающий там протокол передачи данных EV-DO), тогда как AT&T, бывшая Cingular и T-Mobile опираются на GSM и UMTS-сети (протокол EDGE). Чтобы готовое решение могло работать в любой сети, в нем должны быть смонтированы трансиверы обоих стандартов. К тому же, сетуют реселлеры, клиенты часто во главу угла ставят именно стандарт мобильной связи, а не функциональность решения. “Системы, которые мы создаем, ни в коей мере не должны быть привязаны к тому или иному оператору связи, — уверен Милиори. — Клиенту нужно дать такое устройство и такое ПО, которое лучше всего подходит для решения его задач. В среде Wi-Fi этой проблемы не возникало. Да и в Европе вопрос соперничающих сетевых стандартов не стоит”.

Тем не менее поставщики решений нашли слабое место у операторов связи и научились его использовать. Это — уже упоминавшаяся неспособность крупных компаний датьпотребителю решение, в полной мере отвечающее именно его потребностям. А вот беспроводная сотовая система поставщика, созданная в соответствии с индивидуальными запросами, клиенту обычно нравится с первого взгляда, и он тут же перестает присматриваться к другим вариантам. Результат, как правило, не заставляет себя ждать: фирма получает заказы на более прибыльные продукты.

“Мы предлагаем своим клиентам услуги по интеграции и технической поддержке, — отмечает Мижейрос. — А вот крупные операторы в вопросах обмена данных зачастую плавают. Их клиентам порой приходится ждать часами, а то и днями, пока на другом конце провода найдется кто-нибудь, с кем можно профессионально поговорить на эти темы”.

Кроме беспроводных сотовых сервисов у Global On-Line и Zumasys есть еще одна перспективная услуга — резервирование данных через сотовые сети. С этой целью они используют продукцию Sonic Way, Cisco Systems, Top Global и ряда других производителей, которая обеспечивает непрерывную связь критически важным для бизнеса компании приложениям даже в случае выхода из строя основного канала, будь то DSL или Т1.

Только начало

Расширение корпоративной инфраструктуры за счет применения беспроводных систем открывает перед реселлерами очень интересные перспективы. Вот только чтобы воспользоваться ими, советует Розенберг из IDC, компании нового типа должны повышать свою квалификацию, заниматься подготовкой персонала и активнее рассказывать клиентам о преимуществах беспроводной передачи данных по сотовым сетям.

Именно так поступает фирма Zumasys, которая уже стала примером для подражания в этой области. “Продвигать технологию обмена информацией по сотовым сетям нам больше всего мешает то, что о ней почти не говорят”, — констатирует Джиобби.