Вопросы интероперабельности — обеспечения взаимодействия программных и аппаратных систем и компонентов разных поставщиков — всегда были важны для ИТ, но их актуальность в последнее десятилетие резко возросла в связи с гетерогенным характером современных информационных систем. Мы видим, что, отвечая на потребности рынка, совместные усилия к решению этих вопросов прилагают порой даже самые непримиримые конкуренты, которые при этом, конечно, не забывают и собственные бизнес-интересы, пытаясь “перетянуть одеяло” на свою сторону.

Исторически корпорация Microsoft в вопросах интероперабельности всегда занимала особую позицию, долгое время предпочитая ограничивать проблему ИТ-взаимодействия лишь рамками своей платформы. Однако с начала нынешнего десятилетия компания публично признала важность поддержи взаимодействия неоднородных систем и объявила решение задач интероперабельности одним из главных для себя приоритетов. И все же позицию Microsoft в этом вопросе скорее можно охарактеризовать как “особую”, что выражается, в частности, в постоянных попытках создания хоть и общеотраслевых, но все же собственных стандартов, а также в тактике налаживания двустороннего (а не общеотраслевого) сотрудничества с вендорами-конкурентами.

До недавнего времени Россия стояла несколько в стороне от обсуждения темы интероперабельности в ИТ, предпочитая издали следить за дискуссиями (порой переходящими в судебные разбирательства) и следуя складывающейся в этом направлении ситуации де-факто. Однако по мере развития отечественного ИТ-рынка повышается его роль и в решении подобных вопросов международного уровня. Одним из подтверждений этого стал визит нынешним летом в Москву старшего директора по вопросам интероперабельности Джейсона Матусова, с которым встретился обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: С одной стороны, понятие интероперабельности является общепринятым и вроде бы воспринимается всеми одинаково. Но в то же время мы часто видим, что ИТ-поставщики выделяют свои нюансы этой многогранной проблемы. Какова позиция Microsoft в данном вопросе? Как можно охарактеризовать общую стратегию компании в решении задач интероперабельности?

Джейсон Матусов: Наверное, тут принципиально важным является то, что мы не ограничиваем проблему интероперабельности сугубо технологическими вопросами. Ведь ИТ существуют не сами по себе, а для того, чтобы отвечать потребностям людей, в том числе в рамках их бизнеса. Соответственно мы выделяем три аспекта интероперабельности, связанные с людьми, данными и устройствами.

Что касается людей, то сегодня главная задача состоит в том, чтобы обеспечить им возможность выполнять свою работу и контактировать с коллегами, партнерами и клиентами независимо от того, где они находятся и какие ИТ-средства используют. Данные должны не только легко извлекаться из различных источников, но и доставляться пользователям в удобном, привычном для них виде. Если же говорить об устройствах и вычислительных системах, то интероперабельность должна не только обеспечивать взаимодействие людей, но и предоставлять простые возможности по управлению рабочими группами с обеспечением высокого уровня безопасности.

Поддержка интероперабельности продуктов Microsoft закладывается уже на начальных этапах их проектирования. При этом мы как создатели ПО выделяем два уровня решения этих вопросов — инфраструктурные технологии и прикладные решения. Технологическую основу интероперабельности составляют протоколы взаимодействия ИТ-компонентов, программные интерфейсы, форматы данных. При этом очень важно обеспечить четкое документирование всех этих вещей и их доступность для разработчиков и заказчиков.

В решении задач интероперабельности должны участвовать не только ведущие игроки, но и вся ИТ-отрасль, включая потребителей. Со своей стороны мы поддерживаем различные варианты взаимосвязей. Во-первых, это делается на уровне сотрудничества с отдельными поставщиками, как, например, Novell или SAP. Во-вторых, мы постоянно работаем в рамках отраслевых комитетов и ассоциаций (OASIS, W3C и пр.). И наконец, сейчас резко возрастает роль неформальных ИТ-сообществ, и здесь мы, например, расширяем связи с разработчиками не только внутри нашей сети MSDN, объединяющей миллионы людей в разных странах, но и с множеством проектов из мира Open Source. Наша нацеленность на сотрудничество в этой сфере проявляется и в том, что мы передаем информацию о наших программных кодах и спецификациях все более широкому кругу заинтересованных лиц в рамках как двустороннего, так и общеотраслевого сотрудничества.

Еще одно важное направление нашей деятельности — участие в подготовке отраслевых стандартов и их практическое применение в наших продуктах и технологиях. Из последних примеров можно назвать новые технологии виртуализации, которые представляют одну из главных инноваций нашей Windows Server 2008. Они создаются большим количеством поставщиков ОС и разработчиков средств управления виртуальными средами, в том числе в рамках Open Source.

Впрочем, таких примеров можно привести очень много, так как сегодня практически все направления развития ПО — управление ИТ, обеспечение доступа к данным и безопасности, поддержка групповой работы, написание приложений и т. д. — связаны с вопросами интероперабельности.

PC Week: Действительно, проблема интероперабельности весьма многогранна. Но в этом году одной из горячих тем тут является развернувшаяся дискуссия по поводу стандартов офисных форматов — Open XML, реализованного Microsoft в её новом Office 2007, и Open Document Format, -- поддерживаемых группой ИТ-поставщиков во главе с IBM. К сожалению, тут мы можем пока наблюдать не столько сотрудничество, сколько противоборство разных сторон. Как вы прокомментировали бы эту ситуацию?

Дж. М.: Да, эта тема широко обсуждается, в том числе и в СМИ, однако мне кажется, что ее значимость сильно преувеличена. Ведь задача заключается не в создании какого-то единого, обязательного для всех разработчиков приложений стандарта. Я думаю, что такая постановка задачи вообще нереальна. Например, наш Open XML, являясь универсальным форматом, в то же время лучше учитывает специфику приложений Microsoft Office, самого популярного на сегодняшний день офисного пакета.

Проблема же на практике сводится к предоставлению пользователю возможности работать с разными популярными форматами документов, которых, конечно, должно быть не очень много. И решение тут вполне очевидно — нужно, чтобы эти форматы были представлены именно как стандарты, т. е. зафиксированы официальным образом и были доступны независимым разработчикам. И Microsoft идет именно эти путем, впервые оформив свой офисный формат в виде международного отраслевого стандарта. Причем это было сделано задолго до выпуска Office 2007, и поэтому необходимые конверторы данных, в том числе от третьих фирм, появились заблаговременно.

А какой конкретно формат станет лидирующим — этот вопрос, наверное, должен решаться не административными, а рыночными методами: тут главное слово остается за пользователями.

PC Week: Как решаются вопросы преобразования данных в теоретическом плане — это понятно. Но на практике все часто определяется частными деталями, которые создают массу проблем. Например, пользователь Office 2003 обращается к какому-то хорошо знакомому источнику данных, допустим, к сайту Microsoft и обнаруживает, что прочитать скачиваемые файлы он не может, ему не очень понятно, что же нужно в этой ситуации делать. Что вы предпринимаете для решения таких проблем?

Дж. М.: Ну, для начала следует однозначно сказать, что любая смена форматов данных всегда несет определенные проблемы. Вы ведь отлично знаете, что добиться стопроцентной точности и надежности преобразования невозможно, другое дело, что нужно стремиться максимально приблизиться к такому показателю. И надо иметь в виду, что изменение форматов — это не прихоть разработчика, а неизбежный путь прогресса технологий.

Что же касается организационно-технических шероховатостей перехода к новым форматам данных, то мы постарались их минимизировать, с одной стороны, проведя тщательное тестирование еще на этапе предварительного представления Office 2007, а с другой — предложив участвовать в создании конверторов широкому сообществу разработчиков, предоставив ему спецификации Open XML.

PC Week: Какие аспекты интероперабельности будут наиболее актуальными в ближайшей перспективе?

Дж. М.: Особенность данной проблемы заключается в том, что тут как раз невозможно выделить какое-то главное направление: обеспечить интероперабельность можно, только решая весь комплекс задач. Причем все это нужно делать уже на самых ранних этапах проектирования будущих продуктов.

Наверное, самым ярким примером отраслевого сотрудничества стало создание и продвижение в начале нынешнего десятилетия стандартов Web Services, и эта работа, несмотря на вполне естественные разногласия и противоречия — а в ней принимают участие порой прямые конкуренты — в целом успешно продолжается. В нынешнем году внимание широкой публики было привлечено к вопросам офисных форматов, хотя, как мне кажется, более актуальной и интересной темой является сотрудничество в области управления ИТ-инфрастуктурой, безопасности, доступа пользователей к распределенным данным.

PC Week: Спасибо за беседу.

Страсти об Open XML

Объявив два года назад, еще на этапе раннего бета-тестирования Office 2007, о намерении реализовать новый формат для работы с офисными документами, Microsoft сразу сказала, что Open XML будет представлен в виде отраслевого стандарта, доступного самому широкому ИТ-сообществу. Для реализации этого намерения Microsoft выбрала в партнеры частную компанию Ecma International, специализирующуюся в области компьютерных стандартов. В декабре 2006 г. Open XML был опубликован данной организацией как стандарт Ecma 376.

Однако стремление Microsoft к повышению открытости своих офисных стандартов вызвало одобрение далеко не у всех представителей ИТ-отрасли. Дело в том, что на рынке уже был открытый стандарт OpenDocument Format (ODF), используемый для обмена данными в разнородных системах управления документами. Он также реализован на базе XML и утвержден консорциумом OASIS. Обеспокоенные активностью Microsoft, ее конкуренты во главе с IBM еще в марте 2006-го образовали ODF Alliance и уже через два месяца добились успеха, утвердив ODF в качестве стандарта ISO.

В свою очередь Microsoft также стала готовиться к стандартизации Open XML в ISO, понимая, что без этого ей будет очень сложно использовать свой формат в государственном секторе, особенно в европейских странах. Однако проблема тут заключается в том, что для одобрения стандартов ISO требуется общее одобрение всех стран -- участниц этой международной организации. Соответственно Microsoft резко активизировала деятельность по привлечению на свою сторону как представителей ИТ-сообщества (тут самый яркий пример — Novell), так и государственных структур в разных странах. И это, кажется, как раз нынешним летом внесло решительные коррективы в общественное мнение, в том числе в США, где борьба за признание Open XML была особенно острой.

В начале июля штат Массачусетс, который еще в начале 2006 г. признал ODF в качестве стандарта работы государственных учреждений, создав важный для США прецедент, скорректировал свою позицию, разрешив использование также и Open XML. А спустя две недели предварительное одобрение формата Microsoft высказал и INCITS (InterNational Committee for Information Technology Standards), представляющий интересы США в ISO. Правда, решение было принято не единогласно: против проголосовали Oracle и IBM, IEEE воздержался. При этом в адрес Microsoft был высказан ряд замечаний, которые компания должна учесть к окончательному голосованию INCITS по этому вопросу.