Выдающиеся по мировым меркам показатели темпов роста, более свойственные компаниям из категории start-up, для корпорации Microsoft — обычное дело. Не стал исключением и закончившийся 30 июня очередной финансовый год, в котором компания преодолела очередную “круглую” отметку: её доход составил 51,12 млрд. долл., что на 15% выше показателя 2006-го. Чистая прибыль возросла на 12% и достигла 14,07 млрд. долл. (операционная прибыль — 18,52 млрд. долл.). Соответственно рентабельность софтверного гиганта из Редмонда в 2007-м составила 27,4%. В заявлении Microsoft по итогам года говорится, что деловой успех был обеспечен за счет выпуска новых версий флагманских продуктов корпорации — Windows Vista и Office System 2007. Заметный вклад внесли также продукты SQL Server, Windows Server, Visual Studio и консоль Xbox 360.

Однако в плане понимания развития бизнеса корпорации, конечно, всегда интересно посмотреть на её деятельность с привязкой к тем или иным продуктовым направлениям. Правда, в 2006-м Microsoft немного перетасовала структуру разбивки своих продуктов по группам, что затрудняет анализ в многолетнем разрезе, но даже сравнение с предыдущим годом дает пищу для размышлений (см. таблицу).

Как обычно, основу Microsoft составляют три направления — клиентские операционные системы (Client), офисно-деловые приложения (Microsoft Business Division, MBD), а также серверные продукты и средства разработки (Server & Tools). На их долю в структуре доходов приходится соответственно 29,3; 32,1 и 21,8%. Понятно, что в этих группах продуктов динамика роста примерно соответствует уровню общекорпоративных показателей, но все же некоторые отклонения представляют интерес для анализа.

Прежде всего отметим, что доходы по группе Server & Tools несколько уменьшились по сравнению с обнародованными год назад. Объясняется это тем, что из неё “перекочевал” в MBD такой популярный продукт, как Exchange Server, продажи которого сегодня уже почти достигли 2 млрд. долл. Доля MBD возросла, причем за счет не только почтового сервера, но и всего направления Dynamics (MS Business Solutions) -- год назад его объем составлял немногим более 900 млн. долл.

Надо сказать, что объединение в прошлом году Office и Dynamics в одну группу вызвало неоднозначные комментарии у аналитиков рынка. С одной стороны, идет вполне понятный процесс интеграции офисных приложений и софта для управления предприятием. Но с другой — эти две группы ПО нацелены на принципиально разные категории проектов и, что еще важнее, разные модели продвижения на рынок. При этом динамика развития Dynamics как самостоятельной ветки бизнеса Microsoft теперь просто скрыта от независимых наблюдателей.

Тем не менее снижение темпов роста MBD на 2,2% по сравнению со средним по корпорации (см. таблицу) заслуживает того, чтобы о нём поговорить отдельно. Конечно, это может объясняться обычным краткосрочным уменьшением объема продаж в связи с выпуском новой версии офисного пакета. Однако тут спад темпов роста гораздо заметнее, чем в группе Client, где тоже вышел новый продукт -- Windows Vista -- и где данное снижение может объясняться повышенными проблемами, связанными с переводом на Office 2007 (в первую очередь в связи с появлением в нем нового пользовательского интерфейса). Сейчас мы можем судить об этом только по косвенным признакам, но вполне вероятно, что есть проблемы и с развитием направления Dynamics.

Несмотря на усилия, которые Microsoft прикладывает к развитию своего бизнеса онлайновых услуг (в том числе путем энергичной скупки третьих фирм), доля данного подразделения заметно уменьшается все последние годы. Более того, если год назад оно едва не вышло в состав прибыльных направлений, то теперь онлайновые сервисы опять превратились в убыточные. Вывод тут только один: Microsoft пока не может переломить ситуацию в этом (сегодня уже далеко не новом) сегменте рынка, проигрывая соревнование конкурентам во главе с Google.

Самое быстро растущее направление Microsoft последних лет — Entertainment & Devices Division. Но при этом столь же традиционно оно является сильно убыточным. Впрочем, в комментарии корпорации по итогам финансового года подчеркивается, что продвижение игровой консоли Xbox 360 входит в число главных приоритетов в бизнесе компании, а снижение его доходности в 2007-м объясняется принятым в начале текущего календарного года решением увеличить срок гарантийного обслуживания этих устройств с трех до двенадцати месяцев — это потребовало выделения дополнительных 1,06 млрд. долл. Сейчас трудно понять, чем объясняется столь крупная сумма для обеспечения повышенных гарантийных обязательств, но в любом случае даже прежняя, менее затратная схема поддержки пользователей не сделала бы данное направление прибыльным.

Разумеется, Microsoft не собирается останавливаться на достигнутом: на следующий, 2008 финансовый год корпорация планирует получить доход в объеме 56,8—57,8 млрд. долл., а операционную прибыль — в пределах 22,2—22,7 млрд. долл. Отметим, что бизнес-прогнозы компании характеризуются весьма высокой достоверностью (при том, что прогнозные данные даются в очень узком диапазоне разброса). Правда, с прошлогодним предсказанием Microsoft немного ошиблась: в реальности доходы оказались примерно на 1 млрд. долл. выше, чем прогнозировались год назад.