В конце прошлого столетия мы, в основном из зарубежных источников, прознали сначала про правительство электронное (э-правительство), а чуть позже про мобильное и широкополосное. Потом лет пять мы разрабатывали стратегию вхождения в информационное общество и размышляли о том, что есть общество, базирующееся на знаниях, и по какому ведомству оно должно проходить. Именно тогда наши ведущие структуры в области информатизации породили ФЦП “Электронная Россия” и начали обособляться и делить делянку, монополизируя кто что: одни — информационное общество и э-правительство, другие — новую экономику и электронное государство. Информационное общество тихо-мирно, по-академически, “варилось” в стенах Центра развития информационного общества (www.riocenter.ru), не затрагивая финансовые ресурсы страны.

Рис. 1. Архитектура системы MoBuD
Рис. 1. Архитектура системы MoBuD

Про новую экономику благополучно забыли, а в ней хотели объединить образование, инновации и отрасль ИКТ. Электронное государство, в свою очередь, включает э-правительство, парламент и суд. Но последние два еще про это не знают. Оно и понятно: три ветви власти у нас независимые и имеют отдельные кошельки (читай — бюджеты) и свои федеральные целевые программы. Проблему подняла и озаботилась ею исполнительная власть, а законодательная более обеспокоена практической стороной дела — внедрением электронного документооборота в федеральном и региональных парламентах. Суды же хотят в первую очередь создать у себя электронные архивы. Вот тут и подумаешь, а не пора ли, как в свое время Петр Первый, податься на Запад и посмотреть, что делают люди, уже 20 лет строящие, а некоторые уже и построившие э-правительство, и куда, как говорится, направлен вектор развития? Вот я и подался, и посмотрел, и вот что увидел.

Нынешней весной в Берлине в здании городского сената состоялась очередная регулярная конференция, поддерживаемая компанией Cisco и носящая название “Форум э-лидеров муниципальных правительств” (Local governments e-leaders forum). На этот раз она была посвящена инновационным услугам и повышению производительности муниципального управления за счет внедрения технологий мобильного правительства.

Мобильное правительство (м-правительство) является естественным и неизбежным расширением э-правительства. Это новая научная и практическая область деятельности, внимание к которой обострилось в последние годы в связи с ростом терроризма в мире и необходимостью обеспечить устойчивое государственное и муниципальное управление в условиях природных и техногенных катастроф.

Рис. 2. Комплект мобильного оборудования рабочего места мобильного чиновника (ноутбук, принтер, карта UMTS, платежный терминал)
Рис. 2. Комплект мобильного оборудования рабочего места мобильного чиновника (ноутбук, принтер, карта UMTS, платежный терминал)

Существуют различные взгляды на место м-правительства в рамках программ создания э-правительства, его воздействие на структуру и функции государственных и муниципальных учреждений, организацию труда государственных и муниципальных служащих и в целом на развитие информационного общества. Зачастую м-правительство рассматривается лишь как технологическое расширение э-правительства. Однако ни то ни другое не являются просто технологической основой государственного и муниципального управления нового столетия и тысячелетия. На самом деле это совершенно новые по устройству и функционированию правительства полносвязанного гражданского (информационного) общества, в нем каждый гражданин должен иметь право голоса и возможность влиять на судьбоносные решения, принимаемые правительствами различных уровней административной вертикали, границы между которыми постепенно стираются, потому что гражданам в конечном итоге безразлично, с какого уровня власти предоставляются электронные услуги. При этом правительства призваны обеспечить гражданам высочайший уровень безопасности и широкий набор стационарных и мобильных услуг.

В настоящее время существуют две парадигмы м-правительства:

  • “выезд” мобильных чиновников в места сосредоточения граждан, развертывание там мобильного рабочего места и обслуживание;
  • доступ граждан к информации и услугам м-правительства через беспроводную инфраструктуру.

Так, в Германии под эгидой министерства экономики и технологий в рамках инициативы “Мобильные коммуникативные средства” (MobilMedia, www.mobilmedia.de/de/index.htm) выполняется ряд проектов на основе мобильных технологий. На берлинской конференции был представлен один из них — “Мобильное обслуживание граждан” (Mobile Burgerdienste, MoBuD).

Проект MoBuD завершился в феврале 2005 г., он был реализован консорциумом, состоящим из Управления сената Берлина по внутренним делам и Фрауэнхофским институтом по средствам связи, а в нем — Институтом им. Генриха Герца. Управление сената осуществило проект в двух районах Берлина — Панков и Шпандау.

На рис. 1 справа показана старая стационарная система обслуживания граждан через Интернет, а слева — новая система выездного обслуживания граждан муниципальными чиновниками по расписанию (www.berlin.de/rubrik/buergerservice/index.html) с помощью мобильных мультимедийных средств. Обе системы соединены в общее решение, для него было разработано специальное организационное и правовое обеспечение, которое может служить моделью для других подобных проектов. В настоящее время для мобильной передачи данных в основном используется стандарт UMTS, правда с ограничением доступа. Но уже прошла испытания техника связи на базе стандартов WLAN и ISDN.

Мобильное рабочее место муниципального служащего (см. рис. 2) позволяет предоставлять гражданам различные услуги на месте развертывания — в доме для престарелых, хосписе, школе, торговом центре, библиотеке, автомобиле и др. Услуги совершенно житейские и касаются среди прочего таких вопросов, как регистрация по месту проживания, выдача внутренних и заграничных паспортов, выдача дотаций на аренду жилья малоимущим, семейные и молодежные дела, бюро находок и др. При этом обеспечивается высокое качество консультаций и охраны персональной информации.

Рис. 3. Архитектура м-правительства Мальты
Рис. 3. Архитектура м-правительства Мальты

Успех данного проекта обусловлен тем, что муниципальные служащие, работающие с системой MoBüD, с самого начала были вовлечены в ее создание. Для успеха проекта значение имело не только само техническое решение, но и фактическая выгода для граждан и удобство для пользователей (служащих).

Значительно раньше (2000 г.) на Мальте было реализовано первое в мире м-правительство (www.mobile.gov.mt, рис. 3). Там граждане обращаются к информации и услугам м-правительства с помощью SMS-сообщений со своих мобильных телефонов. Для этого нужно сначала зарегистрироваться на сервере м-правительства. Запрос зарегистрированного гражданина какой-либо услуги удовлетворяется сразу или запоминается и удовлетворяется после наступления определенных для услуги условий.

Сейчас м-правительство Мальты предоставляет следующие услуги:

  • подача жалобы на действия или бездействие госоргана или его подразделения через специальный Web-сайт (www.servizz.gov.mt), который у нас чиновники называют “общественной приемной”. После получения подтверждения о регистрации жалобы можно следить за ходом и сроками ее рассмотрения, определенными законом, получить ответ;
  • получение извещений о проведении заседаний суда и их переносе;
  • получение извещений о пролонгации торговых, туристических и морских лицензий их держателям от соответствующих лицензирующих госорганизаций;
  • получение результатов экзаменов из учебных заведений;
  • получение извещений о переводе денег от органов систем пенсионного и социального страхования.
Мобильное правительство (сокращенно м-правительство) является расширением доступа к э-правительству с фиксированных платформ (типа Интернета) на мобильные платформы (типа сотовых телефонов), а также реализацией таких государственных услуг и приложений, получить которые можно лишь при использовании сотовых (мобильных) телефонов, карманных и блокнотных компьютеров и беспроводной интернет-инфраструктуры.

Апологеты м-правительства утверждают, что оно обеспечивает доступность государственной информации и государственных услуг в любое время и в любом месте. Отсутствие физической привязки мобильных оконечных устройств делает их вездесущими и предопределяет их использование при выполнении государственных функций 24 часа в сутки 365 дней в году. Примером эффективности мобильной технологии является массовая рассылка тревожных SMS-сообщений гражданам при наступлении чрезвычайных обстоятельств.

Преимущества м-правительства:

  • повышенное удобство и гибкость обращения граждан к его услугам;
  • возможность обратиться к правительству для значительно большей аудитории граждан, чем та, что может направить свои запросы только через фиксированную инфраструктуру.

Проблемы м-правительства:

  • необходимо разработать соответствующую инфраструктуру беспроводной передачи мультимедийного трафика;
  • для увеличения аудитории доступ к информации и услугам м-правительства должен быть обеспечен через разнообразные мобильные оконечные устройства;
  • передача трафика по радиоканалам делает возможным его перехват и злонамеренное использование, оконечные устройства — тоже любимый предмет воровства;
  • не все еще страны приняли законодательство по охране персональных данных.

Источник: www.en.wikipedia.org/wiki/M-government.

Надо отметить, что м-правительство сейчас реализуется во многих европейских проектах как расширение действующего э-правительства или в рамках единого с э-правительством проекта. Так, большой интерес у участников конференции вызвал доклад о только что закончившемся НИР- и ОКР-проекте создания типового решения системы планирования развития городского хозяйства и управления им под названием “Интеллектуальные города” (IntelCities, Intelligent Cities, www.intelcitiesproject.com). Проект возглавляли Городской совет Манчестера (Великобритания, www.manchesterdda.com), муниципалитет Сиены и компания Deloitte (www.deloitte.com/dtt/section_node/0,1042,sid%253D97625,00.html). В работе над проектом сплотились 18 европейских городов, 20 ИКТ-компаний, включая Nokia и Cisco, 36 исследовательских групп со всей Европы. Он финансировался с января 2004-го по октябрь 2005 г. по 6-й Рамочной программе НИР и ОКР ЕС в объеме 6,8 млн. евро, плюс еще 4,6 млн. евро внесли участники проекта. Все проекты по рамочным программам НИР и ОКР ЕС финансируются в рамках партнерства государства и бизнеса (public — private partnership, PPP).

Цели проекта состояли в создании транспортабельного нового набора интероперабельных услуг э-правительства гражданам и бизнесу во всех сферах жизни города. Связь подразделений э-правительства осуществляется на базе Интернета. Основные результаты проекта состоят в следующем:

  • создано ПО среднего уровня, являющееся интероперабельной платформой для интеграции услуг и имеющее детальную спецификацию для его развертывания и применения в городах;
  • разработаны программные модули, реализующие интерактивные услуги э-правительства в следующих сферах городской жизни: поиск работы и переподготовка кадров, интерактивные медиауслуги для граждан с помощью цифрового ТВ, самообслуживание граждан, инструменты консультирования граждан, транспортные услуги и услуги переезда, мобильные услуги, привязанные к местоположению гражданина, на основе геоинформационных технологий, инструменты консультирования по экологии и соответствующие средства визуализации и моделирования;
  • сгенерирован инструментарий реализации э-правительства, включающий цифровую библиотеку передового опыта, пакеты поддержки дистанционного э-обучения, набор курсов обучения, руководства для муниципального служащего и жителя города;
  • спроектирован инструмент оценки и сопоставительного анализа зрелости э-правительства города.

Мобильная связь определит образ жизни людей

Число пользователей мобильных телефонов во всем мире, включая Россию, стремительно растет. Со временем цифровая мобильная связь станет главной платформой для доступа в Интернет. В недалеком будущем люди будут иметь непрерывную связь с Интернетом и каждый человек сможет самостоятельно определять свой образ жизни (мобильный или стационарный) и способ работы (в офисе или дистанционный надомный). Для этого возникает все больше возможностей. Для примера: Гамбург первым в Германии предложил своим жителям — а их почти 2 млн. — бесплатный доступ в Интернет, бесплатную домашнюю страницу и адрес электронной почты.

Мобильная связь через Интернет вызовет к жизни совершенно новые формы бизнеса. Возникнет поток новых приложений, а мобильная коммерция, мобильный сервис и м-правительство станут движущими силами новой экономики.

Мобильная связь приведет к зарождению новых отношений между городом и его жителями. Например, студент университета сможет по мобильному телефону разыскать книгу в библиотеке, выяснить дату экзамена, записаться на его сдачу и узнать результаты. Жители города смогут оплатить парковку на стоянке, запросить прогноз дорожной обстановки, выяснить нужный маршрут. Транспортные компании-перевозчики будут выдавать на мобильные телефоны электронные билеты, и в поезде клиент просто предъявит проводнику или контролеру свой телефон с этим билетом. Все это и многое другое — не за горами.

В результате выполнения проекта создан переносимый набор приложений, реализующий интероперабельные услуги э-правительства гражданам и бизнесу в различных сферах жизни города и базирующийся на Интернете. Эти услуги и поддерживающие их приложения после внедрения:

  • повышают качество управления и планирования городским хозяйством;
  • нацелены на удовлетворение повседневных нужд граждан и бизнеса 24 часа в сутки в режиме транзакций;
  • предоставляют в режиме одного окна сервис, реализация которого требует взаимодействия нескольких подразделений городской администрации, а возможно, и региональной и федеральной администраций;
  • включают граждан и бизнес в процессы городского планирования, предоставляя им доступ к надежным средствам моделирования, прогнозного планирования и визуализации.

Здесь стоит упомянуть только что закончившийся другой научно-исследовательский проект ЕС под названием USE-ME.GOV (USability-drivEn open platform for MobilE GOVernment, www.usemegov.org/index.php). Он был нацелен на создание тиражируемой универсальной, открытой, интероперабельной, масштабируемой программно-аппаратной платформы м-правительства, и в нем участвовали государственные, коммерческие и учебные организации.